Advanced Squad Leader – Клерки и базуки

Ближний бой

Тактической военной игре по Второй Мировой Войне «Advanced Squad Leader», увидевшей свет в 1985 году, исполнилось уже 28 лет. Нет, исправлю, «лучшей тактической военной игре по Второй Мировой Войне» – так правильнее.  За все эти годы игра отразила столкновения на уровне взвод/ рота/батальон, без малого  на всей планете и на любом этапе. Взятие Будапешта в 1944, оборона Сталинграда, высадка в Нормандии, битва за Грецию – в общем что душа пожелает.

Отмечу  ASL - мне напомнила серию компьютерных игр «Close Combat» как по масштабу, так и по реализации. Хотя, вероятнее всего, эта серия создавались именно под впечатлением настольных игр, а не наоборот. Для тех же, кто не знаком «Close combat», поясню. Каждый сценарий, а на данный момент их тысячи, это четко сформулированные задачи и список подразделений участвующих в бою. Отделения пехотинцев в зависимости от нации, времени и типа – самой различной боеспособности, командиры, оружие поддержки – ручные и станковые пулеметы, минометы, базуки, противотанковые ружья и все прочее, кроме того по настоящему тяжелое вооружение (отнюдь не в каждом бою) от зенитных пушек до тяжелых танков.  Главная особенность игры это стремление к абсолюту. Как я уже говорил, всевозможные театры военных действий, любые погодные условия,  любое  вооружение и любая ситуация на поле боя. Открыт или закрыт танковый люк, передвигается отделение в в гексе с домом, через дом или вдоль его стен, смогут ли американские солдаты  починить брошенный МГ-42, не приведет ли к потерям среди собственных солдат выстрел из  базуки, находящейся в помещении и прочие сотни вариантов. Можно догадаться, что плата за такой абсолют это воистину масштабные правила. Так оно и есть, но во первых они опциональны, во вторых предельно логичны. Я не буду пересказывать пункты правил, а лучше приведу небольшой пример боя. Место и время действие: Франция, осень 1944 года.  Американским частям удалось захватить ряд мостов через Рейн, но немецкая контратака застает их врасплох. Отражать атаку частей немецкой 11 Танковой дивизии на ключевой городок приходится сводной штабной роте  45 пехотной дивизии армии США, в бой идут писари и повара.

Сценарий

Сценарий, с особыми условиями, изначальными отрядами и подкреплениями. К 3 ходу союзникам достанется 2 Шермана, а немцы получать отставший от взвода Pz IV.

Готовность№1

Поле боя: синие – немцы, зеленые- американцы. Синие овалы, это ключевые точки сценария. Для победы, немцы в течении 7 ходов должны захватить их, американцы соответственно удержать. В красных прямоугольниках – два немецких танка. Синие стрелки это сектора обстрела двух американских пулеметов. Кроме того, скрытно расположены две базуки и 57 мм противотанковое орудие.  Можете сами прикинуть где их удобнее расположить. Только учитывайте, что американцы производят расстановку первыми и танкоопасные направления приходиться предугадывать.

Огонь!

А вот и пушка, немецкий танк появился в зоне видимости и артиллеристы не не стали тянуть кота за хвост. Единственным подкалиберным снарядом (страшный дефицит, бросок на кубике указал, что после выстрела данный тип снарядов закончился) немецкий танк был сожжен на месте. Конечно,  в более выгодном положении находилось  в засаде отделение с базукой, прямо в плотную к танку, но его я решил приберечь, устроив сюрприз немецкой пехоте, готовой ворваться в здание. Кстати, первая реакция, на засилье всяческих жетонов и стопок фишек  должна быть – «О, какой ужас»! Но парадокс игры заключается в том, что через полчаса,  ситуация на поле, напичканным маркерами, читается как детская книжка с крупными буквами и большими картинками, при этом не важно, читали ли вы правила до этого или нет.

Бой за дом

Все в дыму и штукатурке. Бой за здание. Несмотря на присутствие командира, американцы доблестно проваливают тесты на мораль. Отделения стремительно теряют людей. Только бойцы из взвода охраны командира дивизии устроили засаду немцам, перебив в рукопашной вражеское отделение и захватили исправный ручной пулемет.

2 ход

Конец второго хода. Фашистский танк, обогнувший каменное строение со стороны края карты, после короткой перестрелки, подавил расчет 57мм пушки (артиллеристы бросили вверенное им орудие, а затем умудрились катастрофически провалить бросок на восстановление морали. Лейтенант Бишоп, расстрелял трусов на месте). Затем немецкая машина прижала огнем пулеметчиков, пользуясь этим, немецкий  офицер рывком через открытое, но увы не простреливаемое пространство во главе отделения ворвался  в строение и захватил орудие. Пунктирной синей линией отмечен путь отступления единственного выжившего американского отделения, так и не бросившего трофейный пулемет. Бойцы умудрились отступить прямо под носом у немцев, правда потеряли пол отделения, но для такого рывка, считай, отделались легко. Правда,  закрепиться на новой позиции не смогли и следующим ходом продолжили бегство. На переднем плане – перестрелка немцев с отделением поваров, хлебопеков и мороженщика. Этот, без преувеличения, героический отряд, мало того что, полностью уничтожил оппонентов, впоследствии,  фланговым огнем трепал нервы наступающим фашистам и ни разу не загрустил под плотным обстрелом.

Базука против танка

А вот и второй расчет с базукой. Терпеливо дождавшись приближения  PzIV, писари в упор разрядили свое оружие. Танк уничтожен, а отделение, ввиду того что огонь велся из закрытого помещения, не справилось с обратной струей из базуки и героически залегло, хорошо хоть никого не задело.

Сценарий закончили по тайм -ауту, на 4.5 хода из 7.  Ситуация на поле  неясная, поэтому порешили на ничье.

Конец сценария

Все три немецких танка уничтожены, один пушкой, второй базукой и третий экипажем пришедшего на помощь Шермана. Немецкое отделение (синий круг) уничтожило американских пулеметчиков, во многом благодаря, тому что штабисты умудрились сломать свое грозное оружие. При появлении моего Шермана, германский командующий вовремя вспомнил про фаустпатроны. Заявив, что по штату 1944 года, они могут быть практически в любом отделении по умолчанию. Казалось бы, знал бы я об этом заранее, танк сделал бы свой ход по другому, но я ведь действительно знал, без всяких правил, что немецкие части на этом этапе войны уже были насыщены индивидуальными противотанковыми средствами. Так что никаких претензий, на мое счастье, контрольный бросок выявил факт отсутствие «фаустов» у двух отделений расположенных на дистанции огня от моего танка. Немцы контролируют две из трех победных точек и у них достаточно сил для последнего рывка. Кроме того, американцы, защищающие последний оплот, так же поломали свой пулемет и тем самым резко снизили свою огневую мощь. С другой стороны, гвардейские хлебопеки и терпеливые писари с базукой, контролируют фланг наступающих фрицев, в центре позиции все еще боеспособны парни с трофейным пулеметом и самое главное, оба Шермана готовы обрушить огонь на атакующего противника.

Advanced Squad Leader, без всяких «но» – отличная игра. Проблема с якобы» монстроузными» правилами и непонятными значками на фишках – надумана. В этой ситуации все зависит от двух факторов. Первое – если у вас уже есть оппонент, который ознакомился с правилами, то можно приступать к играм без всякой боязни. Второе – если вы сам инициатор поединков в  ASL, то все зависит от вашего терпения, получится продраться через первичные опасения, наверняка найдете с кем провести бой.  Для себя я уже повторил выводы многих, играть в прочие подобные игры ( к примеру Conflict of Heroes, Fighting Formations) уже не особо хочется. ASL такой, добрый и сочный кусок мяса, своеобразный стейк, конечно, котлетку или поджарку тоже бывает неплохо покушать, но если есть возможность хорошо и вкусно поиграть, этим надо пользоваться.

Для всех кто боялся связываться даже с правилами начального уровня, опасаясь «трудностей перевода», хорошая новость. Сайт prowargames.ru отчитался о готовности перевода для стартера  ASL №3.  Одним препятствием на пути к лучшей тактике по ВМВ стало меньше.

Рассказать другим:
Digg Google Bookmarks reddit Mixx StumbleUpon Technorati Yahoo! Buzz DesignFloat Delicious BlinkList Furl

Отзывов (5) на «Advanced Squad Leader – Клерки и базуки»

Трекбеки отключены.

  • Smerch:

    А перевод правил можно будет получить без покупки игры у prowargames?

  • Smerch:

    Ясно, спасибо

  • victor34:

    Отличный обзор партии! Есть планируемый ТВД /Сталинград, Тихий океан, Польша39 и тд/для следующих партий или пока идет обучение?

    • у Алексея уже маленькая тележка коробок. Точно видел Beyond Valor и Янки. По его словам, останавливаться на достигнутом он не намерен.
      Проблема собраться на партию. Посредством интернета, мне как то не очень нравится. В живую гораздо веселее. Играем пока сценарии небольшие. А обучение, в этой игре, чую вообще никогда не закончиться. Я сыграл с танками, теперь охота посмотреть на минометы.