Ave, Rome! – Республика, начало.

Сципион африканский

Наконец то удалось провести партию в The Republic of Rome. Тяжелая жизнь сенатора Римской Республики испытана на себе. Внешние угрозы, битвы за бюджет и концессии, интриги и союзы, разгневанный народ и кинжалы в спину от коллег – все на месте. Играли вчетвером, сценарий – Ранняя Республика, время на игру – 6 часов.

Игровое поле

Игровое поле, по первости, несколько обескураживает количеством таблиц и текста. Однако, ориентироваться на нем не так уж и сложно. По большому счету, оно представляет собой  место для организованного хранения карт и расположения многочисленных таблиц – памяток. Однако каплей дегтя в этой бочке меда, являются несколько ошибок в таблицах, конечно есть исправления и нам любезно предлагают распечатать их на цветном принтере и аккуратно вклеить в проблемные места, благо цвета, шрифты и пр. уже готовы, но все таки это несколько раздражает. Но вернемся непосредственно к игре,  вся основная интрига вынесена за пределы поля. Внимание игроков в первую очередь занимают карточки коллег/соперников сенаторов, а затем просчитывание многочисленных вариантов развития политической жизни и смерти. Споры, убеждение, подкуп, уговоры, покаяния, угрозы вот что занимает большую часть игрового времени. Благо авторы предлагают участникам несколько сценариев игры, сколько займет времени партия во всю историю Республики я просто не представляю.

Три эпохи

Три разные колоды и по заверениям разработчиков и бывалых, три разные игры. Ранняя Республика более кооперативная, внешних врагов много и они сильны,  поднять мятеж и стать  полновластным властителем Рима крайне непросто. Средняя Республика предлагает соблюсти тонкий баланс между личными и государственными интересами, ну а поздняя Респулика, готова отдаться первому встречному диктатору, вот только остаться в живых при таком раскладе не просто, ибо первых встречных от 3 до 6 человек и все метят в Цезари.

содержимое коробки

Многочисленные игровые жетоны  позволяют с легкостью отслеживать всю необходимую информацию. Все это добро, как видим, сортируется в любезно предоставленные издателем пакетики и пакуется в коробку. За одним исключением. Прекрасные коробочки, с хранимой от чужих глаз казной фракции и снабженные дисками с выставляемыми на них голосами (фактически – ваша политическая сила при голосованиях), никак не собираются умещаться в коробку. Впрочем это можно пережить, все таки чертовски удобная штука. Значительная часть хода, это бесконечные голосования. Выборы консулов, цензора, полководца, количество набираемых легионов и флотов, раздача бесхозных и нередко весьма прибыльных концессий, борьба с коррупцией, назначения губренаторов – в общем чистая демократия, побеждает предложение набравшее большинство голосов. Каждая фракция суммирует количество голосов своих сенаторов, добавляет при желании деньжат на подкуп и выставляет итоговое число на дисках коробочки. Очень удобно, и самому не забудешь и другие сенаторы в курсе.

Казна фракции

Наша первая партия вышла не без помарок, долго вкатывались, часто обращались к правилам, естественно ошибались с ними, нащупывали правильные ходы и стратегии, но в целом сыграли очень удачно и весело. Две фракции объединвшись в Единый Рим, на несколько ходов узурпировали власть, не подпуская  остальных игроков к хлебным должностям, блестящие победы в Македонских, Иллирийских и Гальской войнах, вознесли на вершину Квинта Фламиния и Эмилия Павла, совместными усилиями удалось изолировать их от влиятельных должностей, а общая неопытность не позволила их фракциям в полной мере реализовать уже полученные дивиденты. Запомнились обвинения в коррупции и страстные речи перед толпой Юлия, сосланного в последствии губернатором в Галлию, тонны талантов, получаемые одной из фракций, сконцентрировавшей в своих руках концессии на строительство флота и армии. Блестящие победы Фламиния, Эмилия и Фабия, ежегодные Игры, сводившие на нет недовольство граждан очередной войной или неудачной новогодней речью сенатора. Битком набитая казна Рима, пополняемая в том числе и из карманов одной из Фракций.

Неудачное покушение

Эксперименты с политическими убийствами конкурентов до добра не довели, вначале Цензор  устроил неудачное покушение на Фламиния и поплатился за это головой (негодующая толпа разорвала на части иницатора покушения), затем уже сам Фламиний устроил западню своему старинному недругу Сципиону. Подготовился, сыграл карту «Убийца», увеличив тем самым свои шансы, но тертый противник (уже переживший одно покушения) достал из рукава «Тайную стражу» и неудачливый ассасин показал остатками своих пальцев на зачинщика. Это было концом фракции «Венка». У римского народа от любви до ненависти один шаг, вначале пал сам Фламиний, а затем, в результате кровавой охоты римляне прикончили еще двух влиятельных сенаторов фракции. Но судьба неотвратима. Всю игру Сципион рвался на войну с Пунами и на последнем ходе ему доверили эту операцию. Со слезами на глазах (сложно сказать радости или горя) встречали сенаторы возвращающиеся легионы. Враг, возглавляемые Гамилькаром, повержен, но и сам герой Рима  пал в бою. Все наперебой сожалели об утрате, клялись отомстить, поставить памятники и заботиться о вдове, еще бы – очередной конкурент устранен, да еще и чужими руками. Неожиданно появившаяся из колоды карточка «Конец эпохи» – подвела черту под борьбой. У двух фракций оказалось равное количество Влияния, так что победителей не было выявлено. Впрочем о чем это я – победил Рим.

Гибель Сципиона

Впечатление от игры – строго положительные. Очень динамично: постоянная борьба, расчет, поиски уязвимых мест и естественно – беспрерывное общение с игроками. Союзы, вражда, зависть, соперничество и ничего личного – это всего лишь политика. Отдельной строкой порадовало возможность восставать из пепла. Моя фракция к середине игры состояли лишь из двух слабеньких сенаторов, а к концу игры выбилась в лидеры, конечно не без помощи ошибок и попустительстве со стороны соперников, но в сдается мне, такое возможно и при более опытных игроках. В игре крайне осторожно стоит пользоваться предоставляемыми возможностями. Скажем, покушение, при всех плюсах, может запросто похоронить игрока, особенно в конце партии, времени на восстановление может и не хватить. Конечно, в Римской Республики присутствуют многочисленные броски кубиков, но это нисколько не напрягает, в конце концов игра исторична настолько, насколько может себе позволить, а если учесть, что жребий, случай и судьба играли не последнюю роль в системе координат Римской цивилизации, то броски кубиков вполне себе тематичны. Таким образом хотелось бы отметить, что игра не разочаровала. Требуется продолжение банкета, можно уже с расширенными правилами и в другую эпоху – ибо Рим вечен!

Фракция

Рассказать другим:
Digg Google Bookmarks reddit Mixx StumbleUpon Technorati Yahoo! Buzz DesignFloat Delicious BlinkList Furl

Отзывов (16) на «Ave, Rome! – Республика, начало.»

Трекбеки отключены.

  • Alxin:

    Спасибо за обзор, Леш.
    Только я бы хотел все же акцентировать внимание потенциальных игроков на ее недостатках.
    1. Высокий даунтайм – возможно в будущем станет понятнее и очередность хода запомнится, но имея только одну табличку очередности хода очень сложно понять, что там будет дальше и когда все это закончится :) Постоянно и мучительно ждешь самую интересную часть игры – погорлопанствовать. Все остальные этапы – чисто механические – положи жетон того, переложи жетон этого…
    2. Высокий порог вхождения – две-три партии сформируют костяк игроков. После этого собираться другим составом будет просто бессмысленно. Во первых новичку придется на ходу объяснять все неровности игрового процесса, во вторых слишком много всего и глаза разбегаются просто караул.
    3. Стандартная проблема – «А я помню, как ты мне в ХиС/Наполеонике/любая другая игра не помог». Честно – уже раздражает. Цитата не дословная, но думаю все поняли о чем я говорю – мы слишком хорошо друг друга знаем. Хотя это может лично мои тараканы.
    4. Правила – это дикий и ужасающий ужас. 90% потенциальных игроков может сломаться на этой отборнейшей неструктурированной вообще никак галиматье….

    Это 4 причины (ну реально то 3), по которой я бы лично не рекомендовал эту игру к покупке. Но раз уж она у нас есть – будем мучаться :)

  • Спасибо, за ложки дегтя :)
    Таблички, действительно стоит до распечатать. Тем более я половину уже перевел. Честно говоря, чего там ждать я не понял, все не замолкают всю игру. Единственно, фаза Инициативы, но она сама по себе достаточно динамичная. В том же ХиС даунтайм поболее будет, особенно когда Габсбург карты веером подготовит.
    Проблема с вхождением стандартна для подобных больших играх, вспомни, в ХиС и Наполеонику, костяк у нас конечно железный, но ведь далеко не все играли с первого раза. было бы желание, а научить несложно. Ну и с третьим пунктом, на мой скромный взгляд ты несколько преувеличиваешь :) . У меня никогда такого ощущения не возникало. Хотя тот факт, что мы в курсе , каких действий можно ожидать от меня или тебя то да это факт. Остается только разнообразить собственные алгоритмы :)
    Подобные игры можно рекомендовать только готовым к ним людям, это да, но большая часть твоих замечаний можно легко отнести к большинству игр имеющихся в нашем распоряжении. Но что делать, будем действительно мучаться :)

  • Виктор:

    Спасибо за обзор – крайне интересно, но количество таблиц и информации на поле повергает даже по фото…
    Собственно вопросы:
    - Игра схожа в первую очередь с ХИС – дипломатия, дипломатия и еще раз дипломатия?
    - Переговоры в открытую проходят или есть тайные (переписка)?
    - Игроки могут заключать взаимовыгодные союзы и возможен ли кингмейкинг?
    - До конца игры все имеют равные шансы или после середины уже появляются «статисты»?

  • Таблицы и меня ввергали в подозрения, но на самом деле вообще ничего страшного. Кроме ошибок, на которые я указал в обзоре.
    Ответы
    - сложно сказать, чем то напоминает ХиС, но в целом совсем другое. Тут даже не дипломатия, а скорее политика. Ты помогаешь в голосовании в одном вопросе, я тебе в другом, говорят все безостановочно, молчаливые перерывы редки.
    - мы вели исключительно открытые. Страшно подумать если будут удаляться на 10 минутные переговоры, игра и так долгая. Теоритически можно ввести и тайные разговоры, но на мой взгляд в этом нужды нет. Покушения устраивают не все вместе, а каждый в отдельности, голосуют все по очереди, причем очердность устанавливает самый старший чиновник на данный момент. Вообщем тайное здесь становится явным очень быстро в силу самой игровой механики.
    - союзы здесь могут быть весьма мимолетны. У нас, как я говорил двое обладая преимуществом в голосах, прижали нас на несколько ходов. Но в итоге, сами же и поцапались, ибо опасались усиления союзника/соперника. Хотя после одной партии судить о многообразии политических ходов сложновато, но простор богатый. Кингмейкинг возможен. Сам посуди, почти все решается голосованием. естественно, возникают ситуации, чью сторону займет та или иная фракция. Здесь многое зависит от игроков, но в Республики, в отличии от многих других игр, кингмейкерство абсолютно открытое, его нельзя оправдать какими то личными интресами или возможностями. Я конечно допускаю ситуацию, когда при выборах Пожизненного консула (конец игры в пользу конкретного игрока) все проголосуют против, а один, со словами «Я за, мне надоело играть» поддержит кандидатуру. Повторюсь, допускаю, но не верю. Кто с ним второй раз играть будет, не нравится не играй. В нашей игре, я лидировал, когда достали карточку «Конец эпохи», по правилам фаза должна быть закончена, один из игроков перехватил дополнительную инициативу, и сыграл спец карту на меня, попытавшись переманить одного из моих сенаторов. Не удалось, но влияние мое подкосил, броском двумя кубиков, ровно настолько чтобы уровнять меня с третьим игроком. Это Кингмейкерство? Ведь выпади на единицу больше и победил был третьий. На мой взгляд – нет.
    - опять же по одной игре судит рано. В середине игры я стал статистом, мой мизер голосов ничего не решал. Именно тогда стал ощущаться даунтайм о котором говорил Алексей, пока ты на коне, никакого даунтайма нет :) . Но срабатывают интересные связки, тебя с таким мизером никто не трогает, более того помогают слегка подняться, так как ты становишься компромиссным вариантом и обязательно пригодишься даже при своем мизере. Вот так, я перетерпел пару ходов, потом подфартило с картой и я вернулся в большую политику. По ощущениям, провалившись в конце игры, подняться не успеешь, вначале – середине, вполне шансы могут быть. Но нужно проверять на практике.

  • Спасибо за обзор.
    Очень хочется попробовать, уже нашел пару добровольцев. Имеет ли смысл играть составом меньше 6-ти человек?

  • я считаю, что скорее да, чем нет. Играли вчетвером, дискомфорта не испытали. Думаю, что и втроем, в Раннюю Республику, вполне играть можно. А вот в Позднюю,на мой не игравший еще взгляд, интереснее максимально большой группой.

  • Alxin:

    Я, Леш, и не претендовал на свое мнение как единственно истинное. И свои мысли, специально выделить, что могут у других вызвать сомнение. Мне не интересно старым составом играть в ХиС. Мне все равно не дадут выиграть, кем бы я не играл. Просто из принципа – за старые заслуги (хотя я ни разу не выиграл). Другой вопрос, что я играю не ради выигрыша. Но надоело натыкаться на действия игроков, совершаемые не «Во имя», а «вопреки». Можешь считать это пустым гундежем и словоблудством.

    По остальным пунктам – оно все так и есть. Проблем у игры много. Но тема уникальная, так что игре можно либо все простить, если тема интересна. Либо даже не браться, если интересны только политические трения (потому как будет только разочарование).

  • ну, я собственно, серьезно поблагодарил за «ложки дегтя». Меня нередко заносит и я не учитываю реакцию, скажем так, людей не подготовленных, а ты вполне резонно вернул на землю. Я к тому, что твои «три пункта» нужно выделить и прикреплять практически к каждой многочасовой мультиплеерной игре и везде, с небольшими вариациями, они будут к месту. Это так называемый «АХТУНГ», его можно смело на коробки наклеивать. Согласен.
    Теперь вопрос – ты готов простить Республику еще как миню пару раз или «незабудунепрощу»?

  • Legion:

    Дядя Леша, не знаю как у тебя получается, но после каждого твоего обзора хочется в эту игру взять и обязательно поиграть. :)
    Виктор, судя по обзорам. Кингмейкинг возможен, но любому лидеру легко подрезать крылья, из этого следует ответ на следующий вопрос, любой игрок до конца игры имеет шансы на победу, ну или на общий проигрыш, т.е. статистов без шансов там нет.

    Michael, опять же из обзоров: 5 – оптимальный вариант. 4 – тоже неплохо идёт.

  • Alxin:

    Леш, ты читай, пожалуйста, мои слова не выборочно. Основной посыл был – как время препровождения мне все понравилось. Игра, сама по себе (правила+механика+подача всего этого) с трудом дотягивают до «троечки». Так что если позовете – приду обязательно.

    «Эти три претензии можно выдвинуть почти любой игре» – сомнительно. Есть много игр, где процесс обучения не сопряжен с подвигом, и связанный с этим порог вхождения достаточно низкий.

  • ты посыл то меньше маскируй, а то я в Диксит не играю и ассоциативный ряд у меня поменьше. Конечно позову.
    Какие это игры, не билет на поезд надеюсь? Правила только не трогай, я сразу писал, что правила составлены кошмарно. Я старался читать структурированные фанами, плюс перевод 1 редакции. И ты как то не учитываешь такой нюанс, что до игры правила читал только я,втянуть в механику, особенно если учесть, что с аналогичными мы не сталкивались, ох как не просто.

  • Alxin:

    Да в общем то, проще перечислить игры, чье освоение сравнимо с подвигом, чем наоборот.
    Из того, что вспомнилось навскидку:
    1. Данжен лордс
    2. Вархаммер – Ересь Хоруса.

    А насчет того, что читал только ты – вот тут и есть проблема высокого порога вхождения. Вспомни первую игру в FF. Там ты правил тоже не читал, но это позволило тебе за десяток минут на примерах все объяснить и показать. А из игр построенных на общении и препирательств друг с другом – Звездный крейсер Галактика. Здесь единственное препятствие текст на карточках, и то устраняется после первой партии.

  • За Ересь ничего не скажу, а Данжен из другой оперы. Простые правила. Тоже выставление рабочих, только немного по другому оформлено. Уровень совсем другой. FF это расширенная редакция СoH, поэтому собственно ничего сложного. Порог вхождения в Галактику, я по зиме замерял, около 5 игр.
    ХиС, Наполеоника, тот же Меч Рима, разве там порог вхождения низкий, а чтобы играть хотя бы приблизительно по правилам требуется далеко не одна, две игры.
    В Республике новая механика, игра как ты неоднократно заметил, далеко не без изъянов. Однако засчет темы и ее реализации, бросать играть желания нет. Одна из самых «исторических» игр, в которые я играл. Даже в более или менее однообразной компании. Собственно спор ни о чем, я, повторюсь, согласен, что игра с высоким порогом вхождения, но то что она на троечку, я после первой игры, не соглашусь. Интересно, кстати, было бы послушать мнение Антона и Андрея.

  • Legion:
    это все от того, что я стараюсь в неинтересные или плохие игры не играть. :)

  • VDmitry:

    Ура! Приехала!