Battlestar Galactica – Через звезды к Земле

БСГ

После первого приобщения к свежему дополнению – Exodus,  размещаю обзорную статью по «Галактике». Статья написана специально для  портала tesera.ru

В 2008 году Fantasy Flight Games выпустила настольную игру Battlestar Galactica, основанную на одноименном фантастическом телесериале. Однако в отличие от великого множества подделок, покоящихся на популярных франшизах и рассчитанных сугубо на поклонников, BSG оказалась крепкой и захватывающей настольной игрой, уверенно занявшую свое место в топе лучших игр.

Battlestar Galactica - это кооперативная игра, поддерживающая от 3 до 6 (при желании можно расширить и до 7-ми) игроков, в которой 1 или 2, в зависимости от количества участников, оказываются «предателями» и играют против своих товарищей.

Время игры, в среднем, составляет около 2,5-3 часов. Сразу хотелось бы развеять миф о необходимости просмотра сериала перед тем, как садиться за игровой стол. Это вовсе необязательно, вы ничего принципиального не потеряете, игра вполне самодостаточна.

Сюжет и механика

Задача игроков-людей провести флот, возглавляемый «Галактикой», на определенное расстояние, не потеряв при этом ни сам крейсер, ни один из ключевых ресурсов – Население, Продовольствие, Топливо и Мораль. Задача игроков–«предателей» сугубо противоположная.  Игровая фабула, не мудрствуя лукаво, повторяет телевизионную. Роботы-сайлоны, созданные человеком, подняли бунт, уничтожили большую часть людей, заставив оставшихся в живых искать спасения в бегстве. Остатки человечества на своих космических кораблях, объединившись вокруг последней надежды – военного корабля «Галактика», пытаются оторваться от преследования флота сайлонов и найти себе новый дом с прозаичным названием – Земля. Дело спасения осложняется тем, что сайлоны сумели создать 12 моделей человекоподобных роботов и внедрили их в славные ряды человеческой расы. И вот «кто есть кто» и составляет львиную долю интриги как сериала, так и игры.

Игровое поле

В начале и середине партии каждый участник тайно от других получает так называемую карточку лояльности, в которой и определено, кем является ваш персонаж: сайлоном или человеком. В игре масса персонажей, каждый из которых наделен не только своими особыми навыками, но и уникальными как положительными, так и отрицательными свойствами.

Как не трудно догадаться, может статься так, что в первой части игры на поле не окажется ни одного сайлона,  а во второй фазе, честно спасавший все это время человечество игрок узнает  о том, что его изготовили и запрограммировали совсем на другое дело. Такие коллизии здорово разнообразят персональную игру в каждой партии. Кстати, разработчикам, судя по всему, достаточно случайно удалось предусмотреть в игре и крепкий ролевой потенциал. Будете вы его использовать или нет – дело ваше, но он, тем не менее, есть.

Ход каждого участника состоит из двух фаз – движение и действие. В первом случае вы можете переместиться в локацию на корабле, в космосе или на специальном треке открытых сайлонов, во втором активировать свойства локации или разыграть текст одной карточки навыка. В конце хода, кроме специально оговоренных случаев, следует вытянуть из специальной колоды так называемый кризис – некую задачу, которую предстоит решить или провалить всем участникам. Именно система кризисов  является сердцем игры, они как инициируют проблемы флота, так и продвигают его к победе. Большинство из них предлагают решить проблему путем набора определенного количества очков картами навыков. Всего таких типов карт в базовой коробке пять, для удобства – разного цвета, персонажи имеют свой набор из двух, трех различных типов.  При решении кризиса участники скрытно друг от друга вкладывают свои карты, положительными считаются только те, типы которых изображены на карте кризиса, прочие идут в минус. Затем подсчитывается сумма и объявляется результат.

Казнь Адмирала

Человек человеку кто?

Как и всякая кооперативная игра, BSG предполагает активную коммуникацию между участниками процесса. Выработка плана действий, поиск тактических уловок, анализ ближайших ходов –  игра предоставляет все эти  возможности. А теперь учтите, что среди игроков есть человек, который участвует во всем этом обсуждении, но только цели у него совсем иные. Чем руководствуется Адмирал, предлагая провалить кризис, (в BSG есть две  уникальные должности – Адмирала и Президента. Первый решает каким маршрутом «Галактика» будет приближаться к победе, второй обладает эксклюзивными правами на использование карт Кворума, способных облегчить спасение человечества): желанием сэкономить дефицитные карты определенного навыка для более серьезной проблемы или же с целью понизить ключевой ресурс? Можно ли довериться интуиции игрока, арестовавшего другого персонажа только по косвенным уликам? Стоит ли поддержать своего соседа, наметившего переизбрать существующего президента? Кто из двух игроков, яростно обвиняющих друг друга в предательстве, прав, или, может быть, настоящий сайлон тот, кто со скрытой усмешкой наблюдает за всем этим? Вывести истребители на прикрытия гражданских судов или увести последних в пока еще безопасный сектор? Пожертвовать топливом, чтобы спасти население, или бросить людей, но оставить запасы керосина для дальнего прыжка? Подобных вопросов за игровую сессию может возникнуть десятки, и каждый раз вам придется делать выбор, потому что если просто умыть руки, игра сделает этот выбор за вас, и чаще всего не в вашу пользу. Какие-то выводы при вычислении скрытого врага можно сделать, опираясь на простейшую дедукцию, к примеру: кто вложил карту отрицательного цвета в тот или иной кризис. Другие – на основе изучения поведения игрока за столом (навыки, приобретенные в покерных баталиях, окажутся как нельзя кстати), третьи – на анализе игровых действий. Ну и, конечно, не стоит забывать о банальной интуиции, вот только вопрос: не подведет ли она вас в решающий момент. Впрочем, даже если вы не особый любитель поговорить, поспорить и поубеждать, на борту место найдется – взвешенные решения, спокойствие и редкое, но вовремя сказанное слово дорогого стоят.  Вот так выглядит игра за человечество – беспрестанный выбор, поиск выхода из очередной критической ситуации, паранойя и мучительные сомнения, кому из сидящих за столом вы можете доверять.

Сайлон

Скрытая угроза

А что же сайлоны, затаившиеся под личиной добропорядочных людей? Игра за ненавистника человечества не менее напряженная и интересная. С одной стороны, вы вне паники и паранойи – быть носителем Тайны, пока еще скрытой от всех, очень весело. С другой – постоянный поиск верного решения в одиночку, ежеминутный анализ своих действий и чувство загнанного зверя, когда вокруг вас затягивается петля обоснованных подозрений. Вариантов действий масса, и этим игра выгодно отличается от подобных себе коробок. В частности, в Shadows over Camelot – также кооперативной игры с «предателем», последний должен максимально ничего не делать, чтобы одержать победу, а уж когда его раскрывают, то игра приобретает явный математический привкус. В «Галактике» сайлону из кожи вон приходится лезть, чтобы приблизить час полного уничтожения человечества. Провоцировать конфликты внутри экипажа и безмолвно наслаждаться поднятой паникой, волнами арестов, взаимных обид и оскорблений. Рисковать -  проваливать кризисы, делать бестолковые ходы и честные глаза, или же, наоборот, всячески способствовать прохождению проблем, выпячивать свои заслуги, доказывать человечность, чтобы в нужный момент нанести один сокрушающий удар. А как не пропустить этот самый момент? Когда сбросить с себя личину? Более того, даже показав свою истинную природу, игрок-сайлон не выходит из игры: необходимо еще добить жалких людишек, а это может оказаться совсем непросто, ибо «BSG» после обнаружения всех сайлонов с легкостью превращается в некую военно-штабную игру. Паранойя уступает место чувству локтя, паника – холодному анализу и выработке набора тактических действий. То же самое происходит – особенно если по условиям игры сайлонов  двое – и на противоположной стороне. И чем закончится подобное противостояние, зачастую неясно до последнего хода.

Последние Жертвы

Итого

Естественно, как и всякая сложная игра,  BSG имеет свои недостатки. Это касается и баланса игры, в частности, при четном количестве участников в базовой версии нужно использовать правило – человека, симпатизирующего сайлонам, суть которого сводится к тому, что если ресурсов на определенный момент много, он будет играть за сайлонов, а если мало – за людей. Такая ситуация легко просчитывается, и опытные игроки вынуждены жертвовать одним из ресурсов, для того чтобы «симпатизер» присоединился к человечеству.

Несмотря на не такое уж значительное количество текста, игра остается весьма языкозависимой до тех пор, пока все участники не будут знать значения всех карт навыка наизусть. Правда, сейчас уже не проблема получить перевод всех карт, используемых в игре, но постоянный поиск нужного текста может весьма замедлить игровой процесс.

BSG – не та игра, в которую достаточно сыграть один раз, чтобы понять и втянуться. Несколько партий уйдет только на знакомство с возможностями, предоставляемыми базовой коробкой. Открытая архитектура позволяет находить все новые и новые варианты действия, связки и уловки (в этом, кстати, она напоминает, как ни удивительно, Dominion), но требует за это все новые и новые игровые сессии. Новичкам входить в компанию матерых игроков по этой причине не просто – создается иллюзия, что все, кроме тебя, знают, что делать. Лечится это только последующими играми, если, конечно, желание будет.

Вообще «Галактика» – весьма «игрокозависимая» игра. Стоит только одному из участников потерять интерес к происходящему за столом, как это молниеносно сказывается на атмосфере и ходе партии. В связи с высокой степенью конфликтности, заданной игровой механикой, играть с детьми, беременными женщинами и впечатлительными юношами не рекомендуется.

Battlestar Galactica - очень интересная и непростая игра. Разобраться в ее правилах не сложно, вот только научиться побеждать в нее нелегко. Бешеная динамика, когда вокруг корабля роятся вражеские истребители, и каждое неверное решение может оказаться последним, сменяется обманчивым  благолепием, когда внешних врагов уже нет, а внутренние еще не проявились. В такие моменты создается впечатление, что игра обладает слишком рваным ритмом и явно проседает. Однако это иллюзия: BSG в отличие от игр, где все возможные  действия указаны в инструкции или становятся очевидными через пару партий, предоставляет игроку широкие возможности, они не прописаны в правилах и не всегда видны с первого взгляда. Это игра на реакцию, на поиск новых путей, на общение, одна из тех редких игр, после которой есть что обсудить, есть чему порадоваться и огорчиться. И если  у вас сложится хорошая команда, то BSG доставит немало удовольствия.

Пегас

«Pegasus»

Нет ничего удивительного, что постепенно базовая коробка «Галактики» стала уже не устраивать многочисленных игроков. Кризисы приелись, стратегии победы успешно апробированы, и партии начинают терять свою уникальность, становясь более шаблонными и предсказуемыми. Разработчики и издатели явно не собирались отказываться от столь успешной «курочки». И в 2009 году свет увидело первое дополнение к игре – «Pegasus» (»Пегас»). Что же нового внесла в игру эта увесистая коробка? Помимо вполне ожидаемых новых кризисов, персонажей и карт навыков, в частности, введен новый навык – предательство (характерного коричневого цвета), игра приросла несколькими любопытными механиками. Появилось  дополнительно поле с локациями крейсера «Пегас» – корабля с потрясающей огневой мощью, способностью ускорить продвижение к победе и, самое главное, возможностью Казни неугодного персонажа. Решаемая по точно такому же принципу, как и прохождение кризиса Казнь была призвана резко повысить ставки. Наконец-то стало возможно избавиться от явного сайлона, бесцельно проедающего паек на гауптвахте, и обрести механизм давления на строптивых и подозрительных.  Кроме того, в качестве альтернативной концовки была предложена отдельная карта с локациями Новой Каприки. В игре появились так называемые сайлоны-лидеры – отдельные персонажи со своими уникальными способностями, изначально являющиеся сайлонами, ну, а чтобы поддержать интригу, каждый такой игрок получал скрытую цель, согласно которой он мог оказаться как сторонником, так и противником человечества.

К сожалению, то ли дополнение недостаточно тестировалось, то ли разработчики не ожидали степени изворотливости бывалых «галактиководов», многие новинки оказались не совсем удачны. Игроки молниеносно выработали массу тактик, зачастую не очень красивых с точки зрения ролевой игры, зато весьма эффективных и в чем-то элегантных с точки зрения достижения победы.  Карты предательства, необходимые для усложнения прохождения кризисов и подкармливания страхов, оказались слишком слабыми, игра за сайлонов-лидеров весьма скучна и малоинтересна, а сами персонажи и тайные цели на деле предстали неудачно сбалансированными. Сюжет с Новой Каприкой получился неоднозначным: с одной стороны, финал становился предельно насыщенным и динамичным, с другой – излишне прямолинейным и безальтернативным в плане необходимых действий для достижения приемлемого результата.

Однако с одной из самых раздражающих проблем «Пегас» справился на ура: вместо бестолкового «симпатизера-человека» был введен в игру  «симпатизер-сайлон», который вместе с картой лояльности получал и карту тайной цели, предназначенную сайлонам-лидерам. Вопрос «На чьей стороне выступает это существо?» подстегнул игру -  при  четном количестве участников  стало на порядок интереснее. В целом же, несмотря на ряд недочетов, дополнение со своей задачей справилось – обновление составляющих игры и свежие механики вдохнули новую жизнь в эту замечательную игру.

Исход

«Exodus»

И вот по прошествии очередного года авторы решили продолжить тему.  В скором времени нас ожидает 2-ое дополнение к BSG, носящее название «Exodus» (»Исход»).

Что готовы предложить разработчики, чтобы вновь всколыхнуть сообщество?  Это новое решение для тех, кто скучает без внешних угроз: поле-локация «Базовый корабль» позволит аккумулировать внешнюю угрозу и выводить ее на поле с «Галактикой» гораздо чаще, чем это случалось в базовой версии. Новую механику нейтральных персонажей, раскиданных по локациям человеческого флота, несущих как полезные, так и весьма неприятные, вплоть до гибели персонажа последствия. Теперь посещение локаций станет весьма напряженным аттракционом, что не может не радовать, ведь ранее, к примеру, попадание в лазарет было лишь незначительной помехой. Кроме того, авторы решили разрабатывать жилу ролевой игры, случайно открытую игроками в базовой коробке. В этот раз введены личные переживания, способные оказать роковое значение в конце игры. Появится возможность получить карту личной цели, выполнение которой, весьма вероятно, подставит под удар самого игрока, а ее игнорирование – победу в игре человечества. Еще больше паранойи и борьбы – вот лозунг «Исхода». Кроме того, разработчики отказались от развития линии сайлонов – лидеров, по крайне мере до следующего дополнения.

Естественно, будут и новые персонажи, причем, судя по всему, окончательно входят в моду личности так называемой «двойной» полезности, у которых спецсвойства  одинаково полезны как для игрока-человека, так и для игрока-сайлона.  Новые кризисы и свежие навыки вместе с обновленными истребителями и уникальной должностью – командира авиакрыла составят картонно-пластиковое наполнение «Исхода». Ну, а в качестве альтернативного финала будет предложена эпическая битва с главными силами сайлонского флота. Всего этого, вероятно, с лихвой хватит до следующего года, а там, как знать, не ждет ли нас финальная часть – «Земля» – с реальной внутрисайлонской борьбой, персонализацией всех сайлонов, а не только лидеров и т.д. Ведь полет продолжается!

Рассказать другим:
Digg Google Bookmarks reddit Mixx StumbleUpon Technorati Yahoo! Buzz DesignFloat Delicious BlinkList Furl

Комментарии закрыты.