В минувшее воскресенье поучаствовал в игре в солдатики. Масштабных, стратегических решений хватает и в Napoleonic Wars, но для души хотелось чего то более красивого. Начал присматриваться с Орлу и Льву от FFG, но цена и страшные, кажется даже нарисованные с натуры, карточки отрядов, смутили. Но в очередной раз на помощь пришли местные «Ваховцы» в их поле зрения попала игровая система «Black Powder», позволяющая без особого труда отыгрывать миниатюрами различным масштабов войны пороховой эпохи.
С любезного разрешения камрада Alxin»а, владельца и инициатора игр в ХиС и NW, я принял тестовое командование прусской бригадой в составе русско-прусской армии, в сражении при Бауцене. Многочисленные миниатюры солдат наполеоновской эпохи заполонили два стола. Не все они были покрашены, но те до кого дотянулась рука упертого и аккуратного хозяина – выглядели просто прекрасно.
Играли в масштабе 1:72, для нашей страны он является наиболее дешевым и доступным. Фирма «Звезда», выпуская великолепного качества миниатюры, вполне позволяет сформировать армию из всех родов войск как для французов так и для русских. Если же ваши предпочтения лежат в сфере британских, прусских или австрийских войск, то за сходную цену и их можно будет собрать без особого труда. Я не большой знаток того великого множества игровых систем, позволяющих отыгрывать сражения наполеоновской эпохи и перебирать их в поисках «идеального» пока желанию не имею, поэтому весьма благосклонно воспринял принципы предлагаемые «черным порохом». Краеугольным камнем, как мне показалась, является разделение армий на бригады и система отдачи приказов. Последнии осуществляются весьма просто и быстро, командир бригады командует, бросает 2 кубика, сравнивает со своим командным рейтингом и с восхищением/удивлением/раздражением наблюдает как верные войска выполняют требуемые эволюции. Однако в горячке боя (бросок больше ком. рейтинга) случается ситуации когда виртуальный адъютант бывает убит по дороге и ровные линии батальонов и эскадронов начисто игнорируют распоряжения вышестоящего начальства. Такой принцип создает весьма недурственный хаос на поле боя, планировать бой становиться не так то просто, приходиться думать на несколько ходов вперед, вовремя проводить нужные маневры и решительно использовать подвернувшуюся удачу. Само сражение протекает по системе весьма напоминающею приснопамятный Warhammer, войска имеют мораль, стойкость, стрельбу и рукопашный бой. Все решается посредством шестигранного кубика многодюймовой рулетки и весьма немногочисленных модификаторов к броску кубов. На месте и атакующие колонны французов и стрелковые линии англичан, лихие наскоки казаков, неудержимый натиск кирасиров, массовый артиллерийский огонь и все остальное необходимое по прейскуранту наполеоновских войн.
По прошедшему сражению могу отметить следующее, несмотря на чудовищное количество ошибок допущенных при проведения боя и связанных с выполнениями требований правил, сама система мне понравилась. Достаточно быстрая, универсальная, не перегруженная деталями, но и не скатывающаяся в откровенный примитивизм. Нужно будет попробывать еще, уже с меньшим количеством ошибок. А там посмотрим и насчет собственной армии.

тяжелая французская кавалерия, учит жизни гусар и казаков. Никогда не попадайте под нашу прямую атаку