Cuba Libre – Да здравствует революция!

IMG_9140

Cuba Libre игра про кубинскую революция 1957-58 гг. Популярная система COIN, во всей красе. Если после первой игры, я поостерегся делать какие либо глобальные выводы, то теперь с уверенностью могу отметить, что игра мне понравилась и игротехнические решения системы COIN уверенно составляют и будут составлять серьезную конкуренцию классическим CDG  играм. Уже сейчас, в рамках COIN, изданы 4 игры, а на подходе еще 3. Причем на самые разнообразные темы, от войны с наркобаронами в Колумбии, до восстания Галлов против Рима. Однако вернемся к Кубе.

IMG_9139

В игре участвуют от 1 до 4 человек, в случае невозможности сбора полного человеческого состава,недостающих игроков заменяет картонный алгоритм. Насколько он успешно справляется с игроками, судить не  берусь, я в подобных играх предпочитаю обходиться без него. Тем не менее, возможность такая имеется, так что рекомендую обратить на это внимание. Главная особенность игры, это ограниченное количество игроков, имеющих право совершить ход. В отличии от стандартных мультиплеерных CDG, у участников нет полной руки карт, колода на всех одна и карты разыгрываются строго по одной. Очередность каждого  хода определяется значками на карте и из четырех игроков произвести какие либо игровые манипуляции могут только двое. После этого   фракции сделавшие ход, становятся недоступными при розыгрыше следующей карты. Принцип простой, удобный и оригинальный. При этом  в варианте для начинающих, правила предлагают открывать только одну карту, а для всех остальных две верхние карты колоды. То есть, понимание какая карта будет следующей, позволит планировать свои действия загодя, а не только полагаясь на удачу. Это с одной стороны явно замедлит течении партии, но с другой, откроет новые перспективы. Вот так, карта за картой, действие длится до тех пор пока из колоды не появится карта «Пропаганда».

IMG_9143

Участники  проверяют условия победы, если ни один из них не выиграл, игра продолжается. Всего карт «Пропаганды»  четыре,  как только разыгрывается последняя из них, то победитель станет тот, кто ближе всех подобрался к успеху. Стоит отметить, что условия для триумфа у всех разные. Правительству нужно контролировать города (их всего 3) и добиться широкой народной поддержки, Директории контролировать как можно больше территории, желательно густонаселенной, Социалистам во главе с Кастро, получить максимальную поддержку от народных масс, а Мафии открыть больше казино и заработать много денег. Исходя из этих целей, у каждого участника, свой набор доступных обычных и специальных действий. Тут тебе к примеру и Тренировочные лагеря, Авиа удары и Репрессии в качестве инструментария Батисты. Похищения, Террор и Инфильтрация – в помощь Кастро. Убийства, Контрпропаганда и Засады – как путь Директории, ну и Строительство Казино, Подкуп и Запугивание – в качестве бизнес-плана для Синдиката.

Финальный расклад, Мафия одерживает победу по финансам. Все идут ровно. Кастро (красные) пользуется большой поддержкой, Директория (желтые) контролирует 3 провинции, Батиста (синие) удерживает за собой два города. Но для победы этого не достаточно. А Синдикат  - везде. Казино - в одном шаге от автопобеды. В рамках игрового мира, мафия выступила в качестве посредника, сумев добиться от всех сторон прекращения кровопролития и создания нового правительства, учитывающего интересы всех противоборствующих сторон и самое главное, по прежнему поддерживающие или по крайне мере терпящее Синдикат

Финальный расклад, Мафия одерживает победу по финансам. Все идут ровно. Кастро (красные) пользуется большой поддержкой, Директория (желтые) контролирует 3 провинции, Батиста (синие) удерживает за собой два города. Но для победы этого не достаточно. А Синдикат - везде. Казино - в одном шаге от автопобеды. В рамках игрового мира, мафия выступила в качестве посредника, сумев добиться от всех сторон прекращения кровопролития и создания нового правительства, учитывающего интересы всех противоборствующих сторон и самое главное, по прежнему поддерживающие или по крайне мере терпящее Синдикат

Часть способов борьбы перекликается, часть кардинально отличается. Это прекрасно, всегда приходится держать в уме как способы усилить собственную фракцию, так и возможность подкосить противника.  Союзы игроков вполне очевидны, мафия сотрудничает с правительством, Директория и Кастро, как минимум вынуждены довольствоваться нейтралитетом по отношению друг к другу. Однако по мере развития партии необходимо уметь четко и вовремя подкосить своего «союзника» , чуть ошибся и нарушил хрупкий баланс сил – дал вырваться вперед третьей стороне. Внимательно следить за успехами и неудачами соперников – залог хорошей игры.

Я бы не назвал Cuba Libre военной игрой,  процесс крепко напоминает евроигры, выставляем кубики, передвигаем кубики, считаем кубики, убираем кубики и следим за ресурсами. Однако продуманность антуража и самое главное игровые карточки, каждая со своей предисторией, превращают Cuba Libre в отличную историческую игру, ничего подобного в обычном евро не существует. Причем, весь фактический материал, здесь сугубо добровольный. Хочешь, читай историческую справку к каждой карте, в специальном разделе Книги Игры, хочешь пользуйся дополнительной литературой, любезно указанной автором. Нет такого желания, ничего страшного, карты и без того достаточно информативны. Кастро захватил несколько самолетов, но найдутся ли у него пилоты? Кого накормит печеньками телеэфира американское посольство – оппозицию или правительство? Загонит ли Френк Синатра в убытки Синдикат своими непомерными гонорарами или наоборот, даст толчок к открытию новых казино?  И вот таких карт без малого 50 штук. Не обязательно выбирать событие, можно выбрать манипуляции с ресурсами, в этом плане игра постоянно заставляет искать лучшее применение случившейся удачи/неудачи в виде игровой карты. Все как в классических CDG.

IMG_9151

Что имеем? Отличную историческую евро игру, с приемлемым уровнем условностей и натяжек. С несложными правилами, высоким темпом, относительно небольшим игровым временем, с оригинальными и удобными игротехническими решениями. Рекомендую.

Рассказать другим:
Digg Google Bookmarks reddit Mixx StumbleUpon Technorati Yahoo! Buzz DesignFloat Delicious BlinkList Furl

Отзывов (11) на «Cuba Libre – Да здравствует революция!»

Трекбеки отключены.

  • Marcus:

    Спасибо за обзор.
    Некоторое время уже приглядываюсь к COIN. Больше охота, всё же, A Distant Plain, вы в него не играли?

    • на здоровье
      в Афганистан не играл. Собственно Куба – единственная из COIN, в которую играл. В Distant Plain не очень хочется играть по «идеологическим» причинам. Нет стороны которой сочувствуешь. Какая то борьба между подлецами и негодяеми, по той же причине Andean Abyss как то не очень, хотя тема шикарная.

      • dmitriyp:

        Леша, здравствуй, наконец-то ты вновь добрался до Кубы! Рад, что тебе все больше нравится. А я в восторге от Далекой равнины. Пришлось освоить и правила отсутствующего игрока (как я их называю), вполне приемлемо (только в правилах с этим больше всего сложностей). Положительно отношусь ко всем противоборствующим сторонам в Афганистане. События на Кубе тоже интересны. Правда, не уверен, что есть смысл брать игру с той же механикой, хоть и понравившейся. Разве что скоро выходит Falling Sky..

        • По войне за независимость вышла. По фото, очень красиво!

          • dmitriyp:

            Видел, надо будет почитать, какие там изменения

            • мне вот тоже интересно. Насколько варьируются правила.Как то слабо верится, что в COIN игры сильно отличаются друг от друга. В отличии от тех же GDG

    • dmitriyp:

      Сейчас играем с женой в ADP. Лучшая игра прошлого года по моей версии (жена не совсем согласна, так как не врубилась в правила). Меня же тематика захватывает полностью. А механика без равных. Кстати, относительно ADP пишут, что в лишь в ней в полной мере реализуется концепция COIN-серии, когда каждый за себя, но есть враги-враги и друзья-враги. Очень рекомендую, скоро будет репринт.

  • dmitriyp:

    и приз за победу зачетный..

    • ром и сигары приобретены одним из участников непосредственно на Кубе. Книжка в России,( сейчас ее читаю)

  • Marcus:

    Полмесяца назад заимел Andean Abyss. Раз поиграл. Движок действительно хорош, а абстрактность практически не замечается во время процесса. Думаю, что все игры серии, конечно, смотреть не имеет смысла по причине их небольшого отличия друг от друга (всё-таки серия), но по интересным периодам можно и ознакомиться.

    • прямо озвучил мои подозрения. COIN явно позволяет создавать многочисленных клонов, но, надеюсь, наделяет каждую игру своим особым шиком.