Fuentes de Onoro – Наполеоновские войны: Испания

ОбложкаТак сложилось, что один из самых интересных, для меня, исторических периодов  остался в коллекции без игрового воплощения. Я говорю о Наполеоновских войнах. В какой степени, приобретения «Бородино» от Status Belli было призвано исправить ситуацию, но игра, в силу ряда причин, не смогла заполнить вакуум. Поэтому ознакомившись в четвертом номере Стратагемы с серией Jours de Gloire, я решил не медлить и обзавелся  Fuentes de Onoro.  Несмотря на внешнюю бюджетность серии, оформлена она весьма достойно. Карта подробная и аккуратная, на каждой фишке подразделений не повторяющиеся иллюстрации. Стрелки, гвардейцы, вольтижеры, легкие батальоны, драгуны, гусары и уланы – радуют как опытный глаз так и новичков и это хорошо,  на мой взгляд, в игре по Наполеоновским войнам не задействовать цветные изображения солдат и офицеров как минимум обидно. Составляющие игры по спартански пакуются в картонную папку:  двусторонняя карта, плата фишек, лист-подсказка и двуязычные правила, вот и все составляющие позволяющие отыграть несколько сражений на Пиренейском полуострове в 1811 году.

Основное  из них это конечно Фуэнте де Онорo, в котором Веллингтон сумел в очередной раз справиться с французами под руководством маршала Массены, хотя, надо признать, из за собственных ошибок и оказался в весьма щекотливом положении. Кроме того автор предлагает в той же папке и  менее масштабные столкновения.  Отличный ход,  во первых не простаивает оборотная сторона карты, фактически на руках целых три местности для битв вместо одной, во вторых малые сценарии занимают немного времени, реально справится с ними за час - полтора и что не мало важно сами по себе они составлены очень интересно. В одном англичанам нужно опрокинуть арьергард Нея в ожесточенном ночном бою, во втором разрозненные силы британцев подвергаются неожиданной атаки кавалерии французов и должны вовремя спастись с минимальными потерями.

Плата с фишками

Правила игры особых сложностей не вызывают, все достаточно логично и последовательно, хотя некоторые нюансы все таки заставляют перечитывать немногочисленные страницы более внимательно. Кроме того стоит учитывать, что правила едины для всей серии.

Ключевым пунктом игры является система активации. Все подразделения участвующие в сражении включены  в систему корпусов/ дивизий/ батарей. К примеру 95 стрелковый полк, 52 и 43 пехотный – это легендарная Легкая дивизия генерала Кроуфорда. В зависимости от сценария, на каждое крупное подразделения полагается от одного до двух маркеров активации, все они (кроме первого маркера активации который выбирается игроком выигравшим бросок на инициативу в начале хода) помещаются в «стаканчик» и вытягиваются поочередно активируя таким образом  все части входящие в это подразделения. Последний маркер из стаканчика не достается, добавляя хаоса в планы игроков. То есть планировать ход вы конечно можете, только вот выдержит ли он столкновения с действительностью? Успеет ли шотландские полки ворваться в деревню и закрепится в ней или французские драгуны окажутся более расторопны и заставят «амазонок» свернуться в каре прямо напротив пушек? Сможет ли потрепанная дивизия Ферея восстановить ряды, прежде чем на нее обрушатся солдаты Пиктона?   Честно говоря подобная система активации мне нравится больше чем и традиционная линейная и борговская карточная. По сравнению с первой все не так предсказуемо, по сравнению со второй все не так абстрактно.

Две карты

Следующим элементом системы выступают приказы, жетоны которых  в закрытую от другого игрока выставляются на поле. Их всего два типа – «С приказом» и «без приказа», количество первых напрямую зависит от рейтинга главнокомандующего. Имея на руках такой маркер все полки и батальоны дивизии, если конечно они расположены не более чем в двух гексах друг от друга, становятся полноценными боевыми единицами,  а вот части с маркером «без приказа» действуют исходя из собственной инициативы, нет,  нет конечно они не побредут в случайную сторону и не бросятся в самоубийственную атаку, просто набор их возможных действий значительно урезан. Правда, всегда можно провести бросок  десятигранного кубика на проверку командира дивизии и тогда получим подразделении с полным набором действий, но стоит провалить этот бросок и растерянный генерал никуда не поведет своих людей, что в некоторых случаях равносильно поражению. Безусловно, в игре многое завязано на удачных бросках кубика: проверка командования и сплоченности, попытки построить потрепанные полки и остановить бегущих и  конечно сам бой, однако игровая система предлагает участникам действенные инструменты для уменьшения влияния случайности на процесс.  Не хотите получить удары с фланга – держите линию, не хотите полагаться на удачу активируя отдельные дивизии, располагайте своего главнокомандующего так, чтобы он мог «дотянуться» до них своим командным радиусом,  не уверены в  наступлении – концентрируйте удары в одной точке, опасаетесь прорыва – грамотно используйте местность, благо в Пиренеях она весьма часто благоприятствует обороняющимся.

Британцы наседают

Судя по всему, серия Jours de Gloire представляет собой весьма добротную и красивую игровую систему, окончательные выводы можно будет сделать после еще нескольких игр, а пока:

+ отличное оформление

+ интересная система активации подразделений

+ разные, непохожие друг на друга сценарии, на трех разных картах

+ несложные, но достаточно глубокие, для такого масштаба правила

- спорные решения по конной артиллерии (отличается от простой в положительную сторону лишь чуть  большей скоростью)

- действительно многочисленные броски кубиков

Рассказать другим:
Digg Google Bookmarks reddit Mixx StumbleUpon Technorati Yahoo! Buzz DesignFloat Delicious BlinkList Furl

Комментарии закрыты.