Men of Iron – Сен-Дени vs Святого Георгия

Men of IronВ январе мне удалось провести пару партий в  Men of Iron: Rebrith of Infantry, от  компании  GMT. Игра о средневековых сражениях на полях Европы. Предлагаются классические битвы: Кресси, Пуатье, Баннокберн, Куртрэ, Фалкирк и Наваретта. Тем кто не в курсе, что скрывается под этими названиями, вкратце скажу так -  в подавляющем большинстве  из них средневековая пехота наголову била средневековых же рыцарей.

Собственно и подзаголовок игры, «Возрождение пехоты», на это  и указывает. Рыцарская конница  несколько столетий утверждала себя в качестве Царицы полей, но в итоге коса нашла на камень. Конечно все битвы (кроме Фалкирка) представленные в коробке, были проиграны не столько за счет  мощи пешего война, сколько из за безобразного командования и тактических просчетов рыцарского войска. Впрочем, это нисколько не умоляет тот факт, что хорошо организованная, дисциплинированная и умелая пехота оказалась способной дать отпор тогдашним «танкам».

В серии Men of Iron на данный момент, помимо собственно «Возрождения пехоты» вышла Infidel о сражениях крестоносцев с мусульманами на просторах Святой земли, кроме того к изданию приближается третья часть серии, посвященная Войне Роз.

Касаемо самой игровой системы, то общие сведения можно почерпнуть из статьи А. Пупышева о Infidel на сайте prowargames. Ключевой особенностью является активация частей. Вся армия поделена на отряды под предводительством командира с определенным показателем инициативы. Первая активация в ходе автоматическая, для следующей необходимо выбрать  командующего и бросить кубик на его инициативу, чаще всего нужно уложиться в число от 0 до 3 на 10-ом кубике. В случае удачи, каждая последующая попытка делается со штрафом и ход рано или поздно передается сопернику. На мой взгляд принципы игры прекрасно отражают особенность средневековых битв, как череды отдельных столкновений, а не массовых побоищ. Такая система активации удобна и лишь частично предсказуема, в течении партии нередко приходится принимать непростые решения, подстраивать изначальные планы под изменение ситуации.  Конечно, автор, в определенных сценариях достаточно жестко вынужден балансировать силами сторон, выдавая одним превосходные бонусы, а другим существенные штрафы, но что взять с средневековых баталий, где более или менее равные по силе или тактике армии сталкивалась достаточно редко.

Далее краткое описание двух игр по этой системе.

Одного турнира, по замечательной Virgin Queen, на показалось мало и параллельно был запущен второй. Основой послужила серия Men of Iron от Ричарда Берга и компании GMT. С регламентом турнира можно познакомится на сайте  prowargames.ru

За отчетный период удалось провести несколько баталий. Несмотря на очевидные промахи и ошибки в области правил, первые результаты занесены в таблицу. Шотландцы при Баннокберне повторили историю и в упорной борьбе сломили сопротивления Англичан, ответная партия не за горами.

Азенкур.

Мне достался Азенкур, (в базовой коробку его нет, это дополнительное сражение распространяется с журналом).  Небольшое количество фишек вселяло надежду на быстрые партии и надо отметить, все так и получилось. Первая битва заняла 2,5 часа, вторая всего 1,5. Знакомство с правилами явно ускоряет процесс.  Англичанами мне удалось повторить ход событий 7 вековой давности. Удачными залпами лучников была обращена в бегство первая линия французских рыцарей, затем были рассеяны лучники и наемные арбалетчики французского короля и лишь третья волна атаки заставила вздрогнуть. Английский король предпринял авантюрную контратаку, в результате которой немного вырвался за пределы построения. Благо хоть осталось узкая тропа для бегства, но весь отряд английских латников полег в бою, прикрывая отступления венценосной особы.

Ошибка Генриха 5

В образовавшуюся брешь потянулись было бравые рыцари, но  несколькими залпами удалось привести армию французов к нужному уровню потерь, после которого и наступает конец всякой партии в эту игру. Победа со счетом 5:30 в пользу англичан. (чем меньше число тем меньше потерь, в этом сценарии англичане побегут при потерях в 14 и выше, французы – 30 и выше.)

Согласно распорядку турнира, во второй партии соперники меняются сторонами конфликта. Получив под чуткое руководство ровные ряды французских дворян, заволновался, как де они себя покажут в этот раз. Волнения оказались не беспочвенны, окопавшиеся за кольями англичане представляют собой лишь теоретически пробиваемую стену. На 10- граном кубике (о- на котором именно НОЛЬ, а не 10), необходимо выкидывать 8, 9 для того чтобы взломать оборонительные ряды. В свою очередь лучники  точно бьют в цель на дальней дистанции на 6 и выше на ближней 3 и выше. Нет ничего удивительного, что первая волна, попав под массированные залпы поредела и откатилась на прежние позиции, не нанеся противнику сколь нибудь заметного урона.

Тонкая синия линия

Решив, что гнать на убой остатки отряда Герцога Орлеанского смысла нет, я подтянул своих стрелков к линии фронта. Надо отметить, что согласно сценария, лучники французов уступают англичанам. Во-первых стреляют всего на 2 гекса против 3 у англичан и имеют меньшие бонусы к попаданию, а наемные арбалетчики не умеют вести ответную стрельбу по лучникам противника в его ход. Однако в такой ситуации не до жиру и командир стрелков ставит перед своими смертниками простую задачу.- массированным огнем вывести из строя максимальное количество латников англичан, чтобы в образовавшиеся бреши пустить рыцарей и миновать заграждения из кольев устроить захватчикам кровавую баню (у лучников в чистом поле шансов в рукопашной супротив рыцарей, практически нет).  Следующие несколько ходов решили исход сражения. Два хода ровные ряды французских стрелков безбожно мазали, но на их счастье, разрозненные выстрелы, а английские лучники находятся под руководством  трех командиров, т.е. не всегда удавалось активировать их всех, нанесли лишь косметические потери арбалетчикам. Наконец, видимо пристрелявшись, бравые Жаны вынесли последовательно 2 из 3 отрядов английских рыцарей, заставив последний отступить в смятении к знамени.

Прорыв по центру

Генрих, конечно попытался закрыть бреши стрелками, но было уже поздно. Герцог Орлеанский, не дожидаясь подхода подкреплений повел в бой остатки своего отряда. Кличи «Монжуа! Сен – Дени!», издаваемые измотанными и обескровленными рыцарями, заглушили нестройные «Святой Георгий!» доносившиеся из английского строя. Несмотря на  частично удавшиеся попытки Генриха опрокинуть прорывавшихся французов фланговыми залпами, разъяренные рыцари упорно прорубали себе дорогу к королевскому штандарту.

Триумф Герцога Орлеанского

Орлеанский, лично поставил точку в сражении, вырезав пару отрядов, собравшихся вокруг Генриха V.  Мораль английского воинства рухнула, началось повальное бегство. Французы ликовали и даже недовольство рыцарей не успевших поучаствовать в сражении, не смогли испортить праздника.

P.S. Дело решили взаимно неудачные залпы лучников, но  кубы первыми пошли французам. Потеря 3 отрядов латников - верный способ проиграть битву. Еще один ключевой момент, когда Генрих с его инициативой 6 провалил бросок активации, который позволил бы восстановить потрепанный отряд своих рыцарей и протянуть еще один ход.

Тем кому не хватало на столе именно средневековых сражений – найдет в серии Men of Iron достойную возможность подтвердить или опровергнуть исторически результаты рыцарских баталий.

Рассказать другим:
Digg Google Bookmarks reddit Mixx StumbleUpon Technorati Yahoo! Buzz DesignFloat Delicious BlinkList Furl

Отзывов (4) на «Men of Iron – Сен-Дени vs Святого Георгия»

Трекбеки отключены.

  • Алексей, спасибо большое за рассказ. Образцово.

  • Благодарю. Игра действительно очень качественная, а Азенкур, несмотря на ограниченное количество фишек, играется на ура и при этом нет ощущений упрощенности или чрезмерной условности происходящего.

  • Олег:

    насколько тактически гибки французы?
    можно ли поменять ход битвы кардинально – я имею ввдиду задумку а не кубы?

  • что то сверх оригинального вряд ли придумать. Состав армии принуждает ломить силой, да и местность не располагает к гениальным маневрам.
    Но сама система не препятствует тактическим изысканиям. Времени для маневров хватает. В Азенкуре, можно отвести первую линию, а не жертвовать её. Вывести стрелков и попытаться продавить один из флангов.
    Однако в целом, те сражения которые я видел достаточно прямолинейны. Будут стрелки, будешь ослаблять противника залпами, будет конница – придется проламывать ряды противника ей и т.д. Это, впрочем вполне обоснованно эпохой, но повторюсь в этих рамках место для решений весьма обширное. Тупо стенка на стенку не идешь.