Pathfinder. Карточная игра: Возвращение Рунных Властителей.

Злодей и герой

В России локализовали карточную игру 2013 года Pathfinder. Причем сделали это посредством сбора денег, в виде предзаказа игры. Год назад я провел одну партию в англоязычный Pathfinder  и мне игра понравилась, поэтому  после недолгих раздумий я подписался на этот проект. Попутно обнаружив, что  среди отзывов, размещенных инициаторами сбора средств в рамках рекламы, есть и выдержка и из моего заключения по игре, единственное не переводное среди прочих, прямо потешили самолюбие. Что же представляет собой эта игра и почему именно она оказалась у меня на столе спустя несколько месяцев после начала кампании.Pathfinder, в двух словах, это вариация классической DnD, в которой  легко ориентироваться как фанату ролевок, так , судя по некоторым отзывам, и неофитам мира ролевых игр. Ответвление в лице карточной игры, о которой, собственно и идет речь в этой заметке, представляет собой выжимку из правил и готовых приключений-сценариев, в виде нескольких сотен карт и без участия ведущего игровую сессию игрока-мастера. Надо отдать должное, авторы построили очень элегантную и удобную игровую систему. Все выглядит предельно просто и при этом цельно. Каждый участник, а их может быть в базовой игре от 1 до 4, набирает колоду из 15 карт. Среди которых все что полагается настоящему приключенцу: оружие, артефакты, броня, заклинания и прочая. Естественно у воина в колоде оружия больше чем у мага, зато у последнего пачка разнообразных заклинаний и т.п.

Колода персонажа

Подготовив таким образом себя к приключениям (не забываем, что у каждого игрока на руках карточка персонажа, в которой полно ролевой составляющей, от биографии, до многочисленных навыков и способностей, определяющих его стиль игры), начинаем обустраивать место для подвига. Берем карточку сценария, определяем карты -локации, в декорациях которых и будет идти игра. Это подозрительные фермы, величественные храмы, шумные городские площади,  богатые добром магазины,  веселые таверны и естественно – мрачные подземелья, душераздирающие храмы злобных богов и старинные особняки заполненные отнюдь не дружелюбными привидениями. Согласно каждой карточки набираем колоду локации. Вполне логично, что  состоят они из различного количества разнообразных карт, скажем противника гораздо вероятнее встретить подземелье, а на снаряжение проще натолкнуться в магазине.

В эти же колоды затасовываются и главные антагонисты игроков – злодей и его приспешники. Собственно вся игра и состоит в том, чтобы найти злодея загнать его в угол и уничтожить, однако при этом придется прочесать все локации и руководствуясь особыми правилом закрыть их, чтобы у злодея не было путей отступления. Вот в таком, на первый, да и на второй взгляд, примитивном ключе и проходит вся игровая партия. Открываем верхнюю карту локации,  определяем сложность прохождения задачи и навыки используемые персонажем, т.е. кубики от 4 до 12 граней, скажем для преодолении ловушки – механика, для понимания заклинания, т.е. возможность сразу же забрать карту с ним на руку – интеллект, чтобы сразить огра -великана – бой и т.д. Бросаем кубики, если необходимо – модифицируем, сравниваем со сложностью и применяем последствия. Собственно,  это, практически все правила и  ход игры прост и легко усваиваем. И вот эта самая простота и делает игру привлекательной. В коробку можно играть сходу, практически любому желающему. Подготовка к игре занимает 5-6 минут, объяснение основ правил еще пару минут, все нюансы проясняются по ходу партии. Конечно, кому то игра может и не понравиться, но проблемы в этом нет, затраты, со стороны игрока, столь ничтожны, что не могут вызвать серьезного раздражения.

В этот раз Водяной черт напал на нас на Набережной. Тематично. В другой игре, он может вывалиться из-за полки в Магазине. Лишний повод сходу придумать как он там очутился.
В этот раз Водяной черт напал на нас на Набережной. Тематично. В другой игре, он может вывалиться из-за полки в Магазине. Лишний повод сходу придумать как он там очутился.

Как я уже, отметил, авторы очень удачно сложили простые компоненты в цельную картину. Неспешному ходу игры препятствует специальная колода окончание которой приводит к завершению партии. На все про все 30 ходов на всех участников, если за это время не удалось выполнить задание, миссия провалена. Приходится рассчитывать ходы, выбирать или рисковать или действовать наверняка.

Игра кооперативная, то есть всегда есть место для обсуждений, выработки стратегий  и тактик, споров и конечно оказанию поддержки, львиная доля тактик основывается на взаимовыручки и своевременном применении способностей персонажа и многочисленного снаряжения. Безудержному «манчкинству» препятствует ограничение колоды, у каждого класса, может быть только определенное количество тех или иных карт, соответственно, после каждого приключения приходится выбирать, что оставить, а что сбросить.  Как вариант, кстати, всегда можно передать ненужную тебе карту товарищу по приключению.  Вполне может оказаться, что именно о таком Ломе или Заклинании он мечтал уже не первую партию. Из подобных микро взаимодействий и складывается игра, тут потратил кровное Благословение , чтобы  получить не нужный себе, но столь необходимый Валеросу (персонаж – воин) магический меч, там получил поддержку от  выстрела из Длинного лука с соседней локации, прошлым ходом примчался в Лес, чтобы сразить Великана, на битву с которым у товарища не хватит сил, а  следующим уже клерик, бросает все дела, чтобы излечить твои раны.

Колода игрока, а в ней первоначально всего 15 карт, это и есть «жизнь» персонажа. Как только, согласно правилам, вы обязаны добрать карты в руку (у каждого персонажа количество карт на руке  различное от 4 до 6), а в колоде их не хватает, игра для вас закончена.  С учетом того, что за ход вполне можно распрощаться со всей свое рукой, неосмотрительные действия могут сделать вашу игру очень скоротечной.

А это уже для истинных фанатов. Миниатюры злодеев игры
А это уже для истинных фанатов. Миниатюры злодеев игры

Третья составляющая игры это «прокачка» персонажей, т.е. рост навыков и обновление снаряжения.  В Pathfinder можно играть отдельные сценарии, но по большому счету, это значит лишить себя большей части удовольствия. В этой игре процесс роста персонажей от уровня к уровню, это отдельная увлекательная история.  Начиная с банального кинжала за поясом и простенького заклинания в свитке, через пару партий игроки становятся владельцами магических мечей и внушительных боевых чар. От сценария к сценарию приходится выбирать, что оставить в своей боевой колоде, а что сбросить, какие навыки усилить, по какому пути развивать своего персонажа. «Отдых в таверне», между приключениями, позволяет совершенствовать колоду, балансировать карты, подбирать нужные комбинации, при которых карты будут возвращаться в колоду, а не сбрасываться в отбой, усиливать атаки или совершенствовать защиту, понадеяться на грубую силу или предусмотреть возможность проведения разведки локаций и тем самым быть готовым к любым неприятностям. При этом, если игра вдруг понравилась, то в другой истории у вас на руке скорее всего окажутся немного другие карты и вновь придется делать выбор.

Является ли карточный Pathfinder ролевой игрой? Нет, это самостоятельный побочный продукт. Конечно, в игре есть сюжет, излагаемый на клочках карт, персонажи обладают собственными историями (точнее пред историями), но весь ролевой антураж целиком и полностью зависит от участников. Хотите, просто кидайте кубики и перекладывайте карты, хотите сопровождайте броски кубика эпичными речами, желаете ехидно комментировать неудачи товарищей – пожалуйста. Весь ролевой пласт отдан на откуп игрокам, сама коробка и ее игромеханика особо не рвется оказывать полное содействие  в этом вопросе.

Итак: Pathfinder держится на трех китах, реализация которых меня более чем устроила.

1. Простота – игра проста, как в плане механики так и в самом процессе. Она не требует от участников вложений не соразмерных себе. В нее можно играть в любых компаниях, порог вхождение очень низкий, при этом если игра не понравилась, свернуть ее не долго. Прохождение, кстати, тоже редко вызывает непреодолимы проблемы. Впрочем как повезет, можно пройти сценарий за 10 минут, а можно провалить его с розыгрышем последней карты в колоде времени, тоже самое и с вражинами, то с пол-пинка выносишь, то никак догнать не можешь. Кубы и карты, как ни крути – вот основа игры, обижаться здесь бесполезно.

2. Кооператив – важное условия для интересной  игры, в группах где опасаются прямого противостояния. Опять же, с детьми играть одно удовольствие, особенно, если отдать им на откуп все решения и не лезть с умными советами. В этой игре кооператив реализован качественно, всегда есть возможность оказать поддержку словом и делом.Общайтесь, обменивайтесь, планируйте, сопереживайте. Игра в этом вопросе целиком на вашей стороне.

3. Развитие – прокачка персонажей реализована на пять баллов. Игра в игре, по усовершенствованию своей колоды, взаимодействию своих свойств и карт со свойствами персонажей товарищей и их карт. Азарт приобретения добычи, борьба с внутренним «Плюшкиным» и удовольствие от сработавшего сочетания подготовленных карт.

Сомнительно, что в ближайшем будущем я буду вести настоящие ролевые сессии или участвовать в них, на это у меня уже нет ни времени ни сил. А Pathfinder предлагает эрзац РПГ с приемлемыми временными затратами.

Ну и напоследок пару слов о локализации. Приемлемо. Конечно, жаль большой коробки с секциями под все дополнения, что были в оригинале, но будем считать, что ее отсутствие снизило розничную цену.  Отдельно хотелось бы поблагодарить переводчиков. Очень качественная работа, правила не противоречивы, формулировки точные и не двусмысленные. Особо порадовал немногочисленный художественный текст, всякие там гоблинские песни и прибаутки. Конечно, «я бы все перевел по  другому», но дети читают и радуются, значит перевод удачный.

Слева локализация, справа оригинал
Слева локализация, справа оригинал
А вот и органайзер (справа) Впрочем, все карты всех дополнение, со слов владельца, все равно не поместились.
А вот и органайзер (справа) Впрочем, все карты всех дополнение, со слов владельца, все равно не поместились.

Карты локализации и оригинала отличаются не только на ощупь, но и по цвету. Впрочем карты в любом случаи строго рекомендую упрятать в протекторы, так что тактильные ощущения, если замешаете в колоду оригинальные карты, будут теже. Да и по цветовому различию, Следопыт, не та игра, в которой догадка, из какого дополнения приедет следующая карта, способна испортить партию.
Карты локализации и оригинала отличаются не только на ощупь, но и по цвету. Впрочем карты в любом случаи строго рекомендую упрятать в протекторы, так что тактильные ощущения, если замешаете в колоду оригинальные карты, будут теже. Да и по цветовому различию, Следопыт, не та игра, в которой догадка, из какого дополнения приедет следующая карта, способна испортить партию.

Различия на лицо. В некоторых картах локализации, шрифт текста уменьшен. Однако это не повод для истерик. Даже оригинал, придется все равно брать в руку, чтобы прочитать текст. Со стола и под углом, даже я со своими без малого единицами, читать не возьмусь.

Различия на лицо. В некоторых картах локализации, шрифт текста уменьшен. Однако это не повод для истерик. Даже оригинал, придется все равно брать в руку, чтобы прочитать текст. Со стола и под углом, даже я со своими без малого единицами, читать не возьмусь.

В оригинале, говорят, были недочеты на картах, требующие пояснений. На первый взгляд, локализаторы сдержали слово и учли уточнения. В частности на приведенной карте, в русской версии, появилось слово "Гоблин" в свойствах монстра. С учетом того, что игра сама по себе очень четкая в вопросах формулировок, такое уточнение может сыграть важную роль в партии.

В оригинале, говорят, были недочеты на картах, требующие пояснений. На первый взгляд, локализаторы сдержали слово и учли уточнения. В частности на приведенной карте, в русской версии, появилось слово "Гоблин" в свойствах монстра. С учетом того, что игра сама по себе очень четкая в вопросах формулировок, такое уточнение может сыграть важную роль в партии.

Рассказать другим:
Digg Google Bookmarks reddit Mixx StumbleUpon Technorati Yahoo! Buzz DesignFloat Delicious BlinkList Furl

Отзывов (3) на «Pathfinder. Карточная игра: Возвращение Рунных Властителей.»

Трекбеки отключены.

  • Dimas:

    Это та самая, где есть гном гей? Надо будет ещё разок сыграть, только в начале игровой сессии, когда ещё не засыпаешь…

    • Скажешь тоже, сразу гей, он же не модельер. Может он метросексуал или фанат ЗОЖа

  • Сергей:

    Но если в башне гном злодей
    То хоть убей хоть не убей :)