Prague: The Empty Triumph

Перестрелка

Месяц назад удалось провести эпизод сражения под Прагой, времен Семилетней войны. Пруссаки Фридриха Великого пытались  сломить оборону Австрийцев. Капитальная военно-историческая игра. Прекрасно иллюстрирует большинство стереотипов. Огромное поле боя, груды фишек, массы загадочных значков, зубодробительные правила, куча таблиц и вспомогательных диаграмм, многочисленные броски кубиков и далеко не два-три часа на одну партию. Так ли страшен варгейм, как его малюют? Что реально скрывается в относительно небольшой картонной коробке, на фото она сопоставима с дополнением  Command and Colors.

Коробки

Поле боя

Игровое поле – действительно впечатляющее. Благо, в отдельных сценариях оно не полностью задействовано однако и в этом случае простора для маневра хватает.  Местность радует разнообразием, тут тебе и деревушки, ручьи с частично заболоченными берегами, кустарник и возвышенности. Все это, естественно, заставляет ответственно относится к маневрированию и выстраиванию как наступательных так и оборонительных порядков. Прорисовано все очень симпатично, глаз радует.

Маркеры

Игровых фишек, действительно, очень много. И дело не только в батальонном уровне игры, где каждая фишка это лишь батальон или эскадрон, но в значительном количестве дополнительных маркеров. Тут тебе и уровни потерь и показатели деморализованных и бегущих частей, подразделений потерявших строй и так далее. Внушительные стопки в одном гексе собираются достаточно быстро и если в небольших сражениях нетрудно запомнить и свои потери и какие отряды сломлены, а какие еще полны сил, то что творится в по настоящему масштабном побоище, представить страшновато. Уровень микроменеджмента, где придется нянчиться с каждой фишкой, откровенно говоря не вдохновляет. С другой стороны мы получаем достаточно подробную картину боя, в которой одни батальоны панически бегут, не выдержав атаки противника, другие, смыкая ряды, на каждый вражеский залп отвечают свинцом, эскадроны, увлеченные преследованием отступающей кавалерии  и смешавшие свой строй, став желанной добычей свежих вражеских кирасир и подразделения, нерешительно переминающиеся с ноги на ногу, ожидая приказов командира, который, на беду,  оторвался слишком далеко или вообще героически погиб.

Австрийская кавалерия

Цифры, сокращения и на сладкое – пиктограммы. Вот что такое отдельно взятая фишка в игре. Эта игра для уже подготовленных людей, случайно за нее не сядешь. Если с ходу отличишь  гусарский эскадрон (элементы  доломана на фишке) от  батальона гренадер (граната на фишке) то вникать в игру гораздо проще. Хотя, в целом, особых сложностей связанных с фишками нет, все цифры и значки легко читаются уже после получаса игры. Отдельным бонусом идут заверения авторов в том, что цвета фишек соответствуют реальным цветам униформы отображенных на них полков.

Кавалерийская рубка

Правила, это отдельная песня. Продраться через многочисленные фазы, условия и особенности может только человек действительно интересующийся темой или игрой. Откровенно говоря, сомневаюсь, что самостоятельно осилил бы их ( и это не смотря на доступность перевода!), все таки Семилетняя война никогда не была у меня в приоритете. Однако, на счастье, соперник к этому моменту уже прекрасно разбирался не только с общими моментами, но и многочисленными тонкостями, так что с пониманием правил особых проблем не возникло. Скажу откровенно, в какой то момент нюансы стали вызывать раздражение, все эти – учти очки движение если хочешь изменить направление в момент передвижения, не забудь построить отряды в специальную колонну, если передвигаешься в походном порядке, а если делаешь это по дороге, то эта колонна будет подчиняться несколько другим правилам, чтобы развернуть батальон в линию для полновесного ружейного залпа – займи границу двух гексов и прочая, прочая, прочая. Однако, через некоторое время до меня дошло, что где то я уже играл в подобное многостраничное, наполненное нюансами действо. Да это же старый добрый классический  Battletech! Все тоже стремление охватить все и вся. Груды модификаторов и условий их применения. После подобного озарения играть стало попроще. Кроме того, часть правил, после некоторого времени, начинает восприниматься интуитивно и это касается не банальных ударов во фланг или тыл, а вопросов более узкого порядка, к примеру надо ли бросать кубики на проверку дезорганизации эскадрона в боевом порядке прошедшего через деревню.

Австрийские гренадеры против Прусских

С дополнительными таблицами – все в порядке. С избытком. И классическая для определения исхода столкновения и особая на случайное событие (как вам возможность гибели командира или  бонусная активация одного из формирований) и  любопытная на протяженность хода ( со временем, течения боя ускоряется, т.е. каждый последующий ход имеет шансы закончиться быстрее чем предыдущий), бонусом диаграмма-памятка по перемещению. Есть пространство для изучения возможностей и вероятностей. Не трудно догадаться, что и бросков кубиков предостаточно. На инициативу – бросай, на итог боя – бросай, остановить наступающих – бросай, да что там говорить; для того чтобы отправить эскадрон в рукопашную и то – бросай. Ясно дело, все «бросай» приправлены многочисленными модификаторами – за тип кавалерии или пехоты, за удар во фланг или тыл, наличие командующего, состояние атакуемых и атакующих, количество пройденных перед атакой гексов и т.п.

Порядки пехоты

Что касается впечатлений. С одной стороны система претендует на отображения тактики и многочисленных условностей Семилетней войны. Необходимо внимательно относиться  к боевым порядкам и к маневрированию, добиваться локального преимущества на определенных участках фронта, использовать сильные стороны своих отрядов и слабые противника, грамотно оперировать резервами.  С другой стороны, особенности игротехнических решений бывает выдают батальоны, которые в течении нескольких ходов не ведут огонь по неприятелю стоящему прямо напротив их, а столкновения кавалерии напоминают шоу Бени Хилла, когда под веселую музычку толпа фишек вначале бодро перемещается в одну сторону, а следующим ходом в обратную. Учет количества  нюансов постоянно висит дамокловым мечом над игроками. Упаси вас играть с излишен занудным «знатоком правил», который каждый чих будет оспаривать поиском верного параграфа, в этом случаи, боюсь, партия может затянуться сверх всякой меры. Но при этом, все эти игровые тонкости формируют единую нить игры. С командирами, которые могут получить случайную пулю в лоб, гренадерами, буквально сметающих залпами вражеский батальон, гусарами неосмотрительно оказавшимися на пути вражеских драгун, кирасиров увлекшихся преследованием противника  и в итоге отчаянно рубившихся  в окружении. Не возникает вопросов, почему нужно проверить сплоченность рядов после пересечения заболоченного участка ручья или личным присутствием командующего прекратить панику в столь необходимом на фронте эскадроне или батальоне. И даже элитный прусский эскадрон кирасир, потеряв строй на втором ходу, всю оставшуюся игру простоял как вкопанный отказываясь приводить себя в порядок, напомнил своим поведением, о том, что вдохновенная речь Фридриха перед сражением при Лейтене, отнюдь не зря касалась вопроса недостаточно агрессивного поведения на поле боя, за которое он обещал отобрать у кавалеристов лошадей и определить их в гарнизонную службу.

Итак, повторюсь: игра не для всех, чтобы разложить партейку нужно быть человеком интересующимся или темой или игровой механикой. Правила, несмотря на кажущуюся неподъемность, вполне логичны, последовательны и не сложны. Игровой процесс – азартный. Я бы сыграл еще.

Рассказать другим:
Digg Google Bookmarks reddit Mixx StumbleUpon Technorati Yahoo! Buzz DesignFloat Delicious BlinkList Furl

Отзывов (10) на «Prague: The Empty Triumph»

Трекбеки отключены.

  • Alxin:

    Спасибо, Леш, за обзор. Я чуть более впечатлен, да и партий больше сыгранных. Жаль, что пока сыграть в полную кампанию не получится.

    • Алексей, а полная кампания по какому принципу выстроена?
      Я понимаю, вся карта задействована, но все остальное как? По времени разбито, типа в 8 утра эти входят, в 11 на другом конце карты шевеление начинаются и прочая?

      • Alxin:

        Леш, не понял вопрос. Сценарий подразумевает всех на поле, кроме тех, кто должен войти на карту по расписанию.

        Вариант при котором сразу в первую пятнадцатиминутку накидали 11 бросков с движением времени – возможен, но маловероятен. Объясняется просто – утро ранее, завтрак, и все такое :)

  • Tanone:

    Гм. Интересно, что то я не припомню чтобы из-за ограничений в правилах батальоны не могли стрелять. :) Это я на фразу «С другой стороны, особенности игротехнических решений бывает выдают батальоны, которые в течении нескольких ходов не ведут огонь по неприятелю стоящему прямо напротив их»…

    А вот кавалерия в режиме тусовка туда тусовка обратно… Это нормально. Если почитать материал прилагаемый к битве так там все так и было. :)

    • а когда они просто не успевают в свой ход активироваться?

      • Tanone:

        Гм. Да бывает. Хотя большая редкость. Обычно все таки все бригады успевают активироваться.
        Но это в целом тоже особенность периода. Не успевшие ничего сделать за 15 минут вообщем то показывают проблемы в командной иерархии, ну и опять же реально такие ситуации были.

        • Ну судя по всему не такая уж и редкость, у нас бедняги австрияки, вроде как, чуть ли не два хода умудрились пропустить. Особенно потешно это смотрится из за масштаба действия, ладно там сложные маневры или рывок в атаку, но никакие проблемы в командной иерархии не могут объяснить почему батальоны стоят и умирают не отвечая на огонь огнем, хотя 15 минут назад вроде уже стреляли.
          В большем масштабе это не столь критично, да, не пришла команда, а тут то стой да стреляй, тем более стрельба строго по-взводно это все таки уставной артикул, в сражении палили скорее по готовности. В каком сражении весь боезапас пруссаки расстреляли, не помню?
          Собственно, я не в особой претензии, игровые условности всегда есть и будут.

          • Alxin:

            Австрийцы пропустили один ход. И только благодаря тому, что «пожары» были в другом месте и они были на сладкое оставлены. В целом, в рамках эпохи смотрится гармонично, так как твои кирасиры час курили бамбук отказываясь куда либо идти :) А уж как это выглядит, когда отдал приказ атаковать линии, а в атаку пошел один эскадрон, а остальные сломали мораль и вообще всю идею атаки :)

      • Tanone:

        Забыл.
        Надо сказать что подобная проблема вообще характерна для систем где армии активируются по частям.

      • Александр:

        А что значит не успели активироваться? Limited activations, которые наступают когда time маркер достигает конца ограничивают лишь движение. Все остальные действия – восстановление disorder, стрельба, ближний бой – возможны в полной мере.