Примерка сапога – Sword of Rome

DSC_0399   

 Sword of Rome - военно-историческая игра от компании GMTGames. Ставший уже давно классическим движок CDG призван на этот раз смоделировать борьбу за главенство на Аппенинском полуострове в 4- 3 веке до РХ. Более или менее грамотные в курсе, что победу там одержал Рим, построивший в итоге великую цивилизацию, однако данная игра как раз и предлагает оспорить данный факт. Участников от 3 до 5 человек, причем есть впечатление, что игра без особых проблем масштабируется без потери качества.  Подобный номер, к примеру,  в Here I Stand не проходит, неполным составом играть не интересно, а здесь несложные правила и простые решения вполне позволяют начинать партию и 3-4 игрокам.  Итак, за господство над полуостровом вступают – Греки, Галлы, союз Этрусков и Самнитов, Карфаген,  и конечно же сам Рим.

    Каждая противоборствующая сторона обладает не только отдельной колодой карт, которыми и придется оперировать по ходу игры, но своими уникальными изюминками. Карфаген – властитель моря, что позволяет ему молниеносно перебрасывать свои армии из одного сектора в другой, но он вынужден постоянно контролировать уровень недовольства своих колоний, бережно вскармливаемый грамотными противниками. Этруско-Самнит богат как на золото, так и на карты, вредящие и тормозящие супротивников, но окружен врагами и разделен территориально. Галл – неистов в битвах и зарабатывает победные очки, грабя города и веси (другим  приходится контролировать местности приносящие ПО), но уязвим перед планомерным вторжением и имеет за спиной вредных родственников – Трансалпийских галлов, которые посредством других участников способны существенно осложнить ему жизнь. Грек – обладатель хорошо укрепленных городов на юге Италии и отличных полководцев, но именно строптивость военных вождей заставляет грека постоянно тратить карты на сомнительные сражения и востановление порядка в собственных городах. Рим способен строить укрепленные города и за счет этого наращивать военную мощь, но его уязвимая позиция в центре карты и консулы-полководцы, каждый ход выбираемые случайным образом, заставляют римлянина тщательно взвешивать каждый свой ход. Правила, естественно, после внимательного прочтения или обучения вполне логичны и просты. Игровой процесс динамичен, но полноценная партия в два-три часа не уложится.

DSC_0385

В минувшее воскресенье мы нашли возможность провести партию. Игра заняла 6 часов, закончена была по истечении времени на пятом ходу (всего их девять). Однако надо учесть фактор первой встречи. Правила изучались по ходу дела, как обычно были и ошибки, так что реальное время партии вполне приемлимое. Под мое чуткое руководство попали силы греческих колонистов. С первых ходов между Карфагеном и Греками установился вооруженный нейтралитет, что и развязало обоим сторонам руки в Италии. Галлы, несмотря на вредных родственников, крепко взялись за Этрусков и, несмотря на не всегда удачные бои, неплохо поживились. Карфаген весьма неожиданно высадился на севере Италии и захватил Пизу. Вообще этот несчастный город так часто переходил из рук в руки в течение партии, что я сомневаюсь, остались ли там вообще местные жители. Столь бурный водоворот событий на севере позволил Риму и Самнитам протянуть свои загребущие лапы на юг. Вольски пали в первый же ход, не помогли даже греческие триремы, снявшие часть осады с этого нейтрального города. Следующей жертвой агрессоров, заключивших меж собой союз, стал Неаполь. Но вовремя появишийся у греков Агафокл расставил все точки над i. В течение нескольких  ходов они на пару с Дионисием разметали и самнитские армии и римских оккупантов. Однако поход на Рим пришлось отложить. Аппиева дорога, вовремя построенная римлянами, придала их многочисленным легионам невиданную мобильность, а стены, возведенные по наущению Сервия Туллия, сделали Рим крайне сложной мишенью. Кроме того, приходилось постоянно поддерживать лояльность в собственных городах. Агафокл на пару с Дионисием пожирали эту самую лояльность каждый ход весьма исправно. Благо хоть Карфаген увяз на севере Италии, а затем после мастерских интриг галлов и римлян потерял в результате мятежа наемников свою столицу.

DSC_0396 

 На третий ход в лидеры весьма неожиданно вырвался дикий галл. Всего/целых 3 очка отделяли его от автопобеды. В этих условиях все прогрессивное человечество понеслось ставить его на место. Римские легионы, оставив, как им казалось, внушительный заслон на юге, протоптали дорогу на север, разбив на голову орды варваров. Самниты планомерным наступлением отхапали аж три исключительно важных галльских деревни и оказались тоже весьма уважаемым племенем. Последний игровой ход, как это всегда бывает, оказался предельно насыщенным. Нисколько не сговариваясь, участники навалились на…. Рим, предельно растянувший свои коммуникации и страдающий от плохих командиров и постоянных восстаний плебеев. Греки взяли Капую, поставили на место одно из самнитских племен и захватили дерзким морским десантом многострадальную Пизу. Галлы довольно-таки легко отбили все свои деревни у самнитов, которые, в свою очередь, предали своих союзников-римлян и поживились одним ключевым городом, правда, удержать его не смогли: разъяренные уроженцы, как им казалось Вечного города, несмотря на все противодействия в виде »грозы» и купленных «авгуров», щедро подкинутых коварным бывшим союзником, сумели отбить Нарнию обратно. Но более всех отличился карфагенянин, первоначально освободивший столицу Вольсков от засилья Рима, а затем и взявший штурмом сам оплот республики. На конец игры по девять очков заработали греки и галлы. Последние благодаря особенностям правил и стали победителями в этой партии.

Гуси Рим не спасли

Итого: игра мне понравилась, по ощущениям она быстрее и динамичнее горячо любимого HiS и не так выматывает, как Napoleonic Wars.  Процесс весьма бодрый, без провисов. «Тяжелые гоплиты», сминающие противника, и опытные «триарии», спасающие римские легионы, присутствуют. «Слепой Клавдий», вдохновляющий римлян, яростный Бранн, ведущий к славе и богатству галлов, коварный «врач-отравитель», ликвидирующий греческих полководцев, – участвуют. Как всегда, предельно насыщенно, познавательно и интересно. А какими витиеватыми ритуальными оскорблениями обменивались перед бросками кубиков италийские галлы и их заалпийские родственники, это надо было слышать!  С большим удовольствием приму участие в следующей игре.

Рассказать другим:
Digg Google Bookmarks reddit Mixx StumbleUpon Technorati Yahoo! Buzz DesignFloat Delicious BlinkList Furl

Отзывов (15) на «Примерка сапога – Sword of Rome»

Трекбеки отключены.

  • Олег:

    Информативно )
    Хороший обзор – ничего лишнего.
    Вот только засилья «антички» в варгеймах мне не понять.

  • Интересно, а без изучения правил в какое время партии реально уложиться?

  • это просто не реально. По крайне мере я бы играть не стал. Обязателен человек, который хотя бы прочитал все правила заранее . Желательно еще пару участников просмотревших буклет по диагонали.
    В нашем компании мы придерживаемся как раз такого алгоритма. При этом все равно более или менее без ошибок начинаем играть 2-3 партию

  • ttk:

    C почином.
    Рад за вас.

    Игры на CDG движке стратегические… посему много областей внимания. Эх…

    Отсюдова и не быстрые.

    Мои самые короткие партии заняли 2,5 часа на две. Я с новеньким игроком в варианте «на двоих» умудрился разнести его сначала за одну сторону потом за другую. Но это типа «обучалки» были, хотя по всем правилам оконченные.

    Все 9 ходов ни разу не отыгрывали, но раза 4 доводили игру до конца – досрочной победой на 6-7 ходу… обычно греки… (не тратьте более 6-7 часов на нее, ведь Меч Рима – это веселуха!)

  • «досрочной победой на 6-7 ходу… обычно греки…» – это было тоже при игре в пятером?

  • ttk:

    Нет. На 4-х.

    В пятером ни разу не играл, т.к. дисбаланс по отзывам смутил.

  • ну и зря. Может проблема с балансом и вырисовывается партии к десятой, но эти партии еще сыграть надо. А время, я указываю, для людей с подобными играми незнакомыми. Вообще, по ощущениям, в Рим можно справится часа за 4-5

  • TTK:

    Почему зря?

    Игра изначально рассчитана на 4-х человек. Мой опыт игры в нее показывает, что на 4-х самое то.

    При трех игроках «случайное» событие от галлоа обычно бьет по Этрусско-Садомнитам, а при греки короли моря и римляне короли призыва – мантра этрусск = король геморроя с галлом не катит.
    Итого этррусск «обслуживает» противников, сам мало претендуя на победу.

    При двух игроках. во-первых, ходится дольше, т.к. человеку за две державы мыслить надобно. Во-вторых, Рим и ЭС союз офигительная центральная позиция, а противники галльские греки разделены территорией врага или морем.
    Кроме того, жалко Меч на двоих раскладывать.

    Впятером не играл, как уже писал.

    Смущал вариант введения новой игровой колоды.

    Удаление Карфагена из воторстепенных держав, т.е. мочить греков путем карфагенских диверсий Риму, галлам или ЭС становится сложнее. И море стало совсем не для них.

    Отзывы: Греки-Карфаген в союзе победа одного из них. Если они не в союзе, в войне, то всю игру и просидят в своих «местячковых» разборках. Поэтому если ими играть, то играть в союзе.
    А это превращает Рим, галов и ЭС в «обслуживающий» персонал.

    Т.ч. «зря» не вижу.

    • ТТК: «зря» насчет чрезмерно внимательного отношения к чужим отзывам.:) Диадохов, вон тоже, считают одной из лучших игр линейки. Однако по мне так она из самых бестолковых и неудобных, но при этом чертовски атмосферных.
      Ведь сам отмечал, что Меч игра веселая :) . Так зачем тогда лишать еще одного участника веселья? Хотя конечно, чем меньше народу, тем вероятнее игра быстрее.

  • А сколько партий уже сыграли? Подскажите насчет интереса/плотности игрового процесса при игре на 2/3/4 игрока (отличия)?

    • Увы, только одну. Очень непросто собраться полным или частичным составом аж на 5-6 часов. О некоторых особенностях игры, в зависимости от количества участников, можно прочитать в комментарии от ТТК, чуть ранее. Но сразу предупрежду, подобные игры очень специфичны. Конечно, чтобы играть и получать от них удовольствие не требуется специального образования, но готовность к принятию некоторых условностей (почему, к примеру Карфаген спокойно по морям гоняет, а этрусски с галлами нет) обязательна, ибо в противоположном случае лекго можно получить нытье. Одна из идеальных игр для тестирования собственного интереса к военно-историческим стратегиям это – «Ганнибал: Рим против Карфагена». Если она понравится, то можно переходить и к более «тяжелой» группе. По пока субъективным ощущениям, приправленных определенным опытом, в Меч Рима интресно и несложно играть и втроем и вчетвером. В тот же Here I Stand или Napoleonic Wars я не полным составом играть бы поостерегся.
      В целом же, одной из прелестей этих игр является напряженное как прямое так и непрямое противостояние нескольких человек. Если подберется группа, удовольствие гарантировано.

  • Игра на четверых однозначно самая интересная: для каждой стороны есть средство сдерживания: против Рима вольски, против галлов – заальпийские галлы, против греков – карфагеняне. Этруско-самниты граничат со всеми соперниками сразу, так что должны опасаться удара с любой стороны, кроме того армии их разделены и не могут объединяться. А впятером этот баланс «уходит» – угрозы для Рима и галлов остаются, а у грека есть возможность замириться с карфагеном и обеспечить друг другу тылы и свободу передвижения на море – галлы и этруско-самниты и так не пловцы, а римляне хорошо плавают только в союзе с карфагеном.
    Втроём играть достаточно интересно, вместо галлов таблица, но достаётся не только этрускам, но и римлянам, и грекам, а главное – и текущему лидеру. Я бы сказал, этрускам даже спокойней живётся – лучше потерять одно-два очка силы или лояльности, чем видеть, как огромная галльская армия захватывает твою победную область. Вдвоём не играл, но по опыту «Here I stand» предположу, что игра становится агрессивнее и расчётливее: скоординированные действия двух держав под властью игрока позволяют быстрее добиться намеченных целей.
    Так что лучше всё же вчетвером.

    • Максим, спасибо за развернутый анализ. Думаю мы обязательно проведем партию вчетвером, но если только не найдем пятого.
      А в HiS, насколько мне помнится, игра на двоих абсолютно независимая, я бы сказал совсем другая чем на 3 и выше. И дело не в расчетливости, играешь то все равно только за Папу или протестантов.

  • Спасибо за ответы! Сильно проникся Лабиринтом и Ганнибалом, нетерпится сыграть в эту штуку!

  • Вам спасибо за интересные отчёты. В HIS на двоих, с дипломатической колодой и доп.правилами я не играл, и это действительно уже совсем другая игра. Говоря про HIS, я имел в виду игру втроём, когда каждый игрок управляет двумя державами. Можно все отрицательные события из обеих «рук» сыграть на одну и туже державу, а потом ещё атаковать её армиями. Против такого скоординированного удара очень тяжело устоять. Подозреваю, что схожая ситуация будет наблюдаться и в «Мече Рима».