Pro Wargames: Конвент по военно-историческим играм.

Участники конвента

В Москве, 17-18 октября прошел 4-й конвент по военно-историческим играм. В этот раз самолично в нем поучаствовал. Более 20 человек, шестеро из которых обеспечили конвенту статус Всероссийского, в течении двух дней провели 3 настоящих турнира и множество партий в различные игры и это не считая личного общения. Насыщенность мероприятия меня, честно скажу, поразила. Бессменные организаторы конвента – ProWargamers- в лице Игоря Лукьянова и Кирилла Орешкина, похоже, нащупали нужный формат и темп. События меняли друг друга с калейдоскопической скоростью. Вроде только только была процедура жеребьевки на Combat Commander, глядишь уже награждают полуфиналистов, анонсируют лотерею, рассказывают о новинках или объявляют о начале банкета.

Вход

Прибыв с столицу, я незамедлительно выдвинулся на место, заблаговременно ознакомившись с планом местности и зная особый приметы, я без особого труда обнаружил искомый переулок. Найти же точный адрес помог опыт и внимание, ибо Prowargames, в вопросах дислокации, видимо придерживаются старому принципу – «Война – это ад!». Железные решетчатые ворота с замком и неприметная на их фоне калитка, где то между посольством Нидерландов и Японии вывела в секретный двор, спуск в подвал был найден незамедлительно, но соваться без разведки, в закрытую дверь я не стал, мало ли какие тут в столицах порядки. Благо на телефонный звонок ответил лично Игорь Лукьянов, который в целях лучшей слышимости вышел на лестницу, где и был незамедлительно опознан.

Операция Тайфун

Помещение клуба мне понравилось. Количество столов и место для размещения игроков  впечатляет. Проблемы с невозможностью изыскать закуток для игры не возникало. Особо отмечу столы с расcтановкой игры  Guderian Blithkrieg II. Фотография просто не в состоянии передать эпичности зрелища. Подробнейшая карта, горы фишек просто магнитом притягивает внимание, начинаешь высматривать узловые станции, перекрестки дорог, мосты. Прикидывать возможности танкового прорыва с последующими шансами на закреплении и устройства стенок котла. Склонившись над такой картой, ощущаешь себя, если не Верховным Главнокомандующим, то по крайне мере офицером Генштаба, планирующим операцию, по крайне мере как я себе это представляю. Наличие клуба, позволяет «сохранять» игровой процесс, для игр – «монстров», когда партия может длиться далеко не 5-6 часов, а несколько месяцев, такая возможность дорого стоит.

Игры, в которые играют люди

Игры, в которые играют люди

Два стеллажа отданы под коробки игроков клуба. Насколько я понимаю регламент, желающие могут получить в свое распоряжение одну из игр для незамедлительной партии. Обратите внимание на ассортимент, от наисвежайших новинок «Черчиль» , «Wing Leader» (посмотрел компоненты и только заблаговременное финансовое самоограничение, позволило не затариться ими сразу же (впрочем потом может быть поздно), до классических Path of Glory и Succesors (последнюю я сам не очень люблю, но она одна из самых красивых игр, что я видел). Количество игр, которые я бы сам, без всякого сомнения, брал с полки и играл, зашкаливает. Вот вам и еще один плюс наличия постоянного клуба и нескольких активных его участников.

Combat Commander

Но оставим в стороне сантименты, впереди был турнир по Combat Commander, на который я несколько самонадеянно  записался, почему самонадеянно, так не играл в игру до этого ни разу, а правила, прочитал по диагонали, отчего еще и переживал, что буду портить игру сопернику своими вопросами и уточнениями. В первом туре жребий меня свел с единственным на турнире гостем из Петербурга – Елом Самышкиным (он же ТТК).  Искренне надеюсь, что своим поведением, криками, размахиванием рук и уместными комментариями, мы мешали всем остальным участникам, ибо смотри выше – «Война – это ад!». Битва за «бабушкины труселя», между разведвзодами немцев и американцев, вышла у нас тягучей и осторожной (удивительно, при таких характеристиках партии, я не могу не отметить, что при всем при том, сама игра была динамичной и азартной, вообще про Combat Commander я постараюсь сделать отдельную заметку) никто не хотел умирать, а перестрелки между засевшими в домах и лесопосадках противников, ожидаемо не приносили больших дивидендов.  В итоге, немцам, таки удалось проредить концентрированным пулеметным огнем американскую пехоту и провести показательную атаку прикрытую дымовой завесой и при это чуть было не проиграть партию. Выстрелила одна из особенностей игровой системы выдавать сюрпризы, мое уничтоженное огнем отделение, оказалось на самом деле легкораненым и благодаря волшебным туннелям перенеслось в тыл неприятеля. Парни выползли из под земли аккурат возле победных точек и добыли мне временно преимущество, впрочем воспользоваться я им не сумел, немцы вернули ситуацию в свою пользу и одержали заслуженную победу, хоть и с минимальным перевесом. К поражению я был готов и настроился на участие в партии Virgin Queen, каково же было мое удивление, что я оказался lucky looser и наряду с еще одним таким же «неудачником» прошел в следующий тур.

Матч реванш. Итальянцы против канадцев

Матч реванш. Итальянцы против канадцев

Собственно, здесь настроился на беспощадную борьбу, тем более, что правила, что называется пощупал. Очередная жеребьевка выдала в соперники…. Ела! Вот те раз, подумал Штрилиц.  Сдается мне, это был заговор. Очень не хотелось организаторам отдавать первый приз не москвичам, вот и решили, пусть «понаехавшие» выкосят друг друга! Но, что делать – получив сценарий, расставились. В этом бою столкнулись бравые итальянцы и неопытные канадцы. Причем, все участники (а все пары играли один и тот же сценарий) которым волей случая достались итальянцы, сразу почувствовали  себя обреченно, прямо как шахматисты из клуба «Четырех коней». Вот она сила стереотипа! Однако, оказалось, что итальянцы держащие оборону в городе, да еще и усиленные многочисленными витками колючей проволоки, крепкие орешки. Канадцы Ела, делали все возможное и невозможное, вели ураганный огонь, ставили плотные дымовые завесы и под их прикрытием рвались пересечь улицы, особо упертые, пытались несмотря на все штрафы, восстановить боевые порядки прямо посреди дороги и в итоге сделали это, но лишь после того как окопались на проезжей части. Но все усилия пропали зря, перебегая улицу, бедняги запутывались в колючей проволоки, а своевременные потоки воздуха рассеивали дым, а в таких условиях, даже старенькие Бреды итальянцев собирали кровавую жатву на улицах сицилийского городка. В результате, во всех четырех игра победили итальянцы!

Начало полуфинала. Немцы атакуют британских десантников

Начало полуфинала. Немцы атакуют британских десантников

Таким образом я распрощался с желанием провести время с Virgin Queen и получил возможность добраться до финала Combat Commander. Препятствием на этом пути выпало  быть Константину Нестеркину, екатеринбуржцу, с стилем игры, которого я уже был знаком. В полуфинале разыгрывали сценарий «Арнем». Британские парашютисты, держат оборону у мостов «которые слишком далеко», в главной роли сам подполковник Фрост.  Элитные войска, в городе, да и с еще ужаснаводящим огнеметом! Кстати, все сценарии турнира были уникальные. Специально присланные разработчиками и российский конвент, стал первой реальной пробой для них! Итак, возвращаясь к бою отмечу, комбинируя удачу, по которой мой снайпер сумел уничтожить отделение британцев с ручным пулеметом и преимущество позиции с комбинированным огнем мне удалось продавить один из флангов обороняющихся и вплотную приблизиться к победе. Однако окончательно реализовать план наступления помешала не столько отсутствие карт Движения на руке, сколько недостаточное агрессивное продвижение имеющимися силами, недостаток опыта и конечно же противодействием Константина, который не отчаялся и сумел перегруппировать десантников, сдержав тем самым немцев. Ну и немного удачи,  я проиграл гонку со временем, «Время» (событие продвигающие маркер хода к окончанию игры) выпало два раза подряд!  Как бы там не было, победу одержал сильнейший, я банально не распорядился своими шансами, лишнее доказательство, что разговоры про то, что подобные игры зависят исключительно от бросков кубика, это разговоры в пользу бедных. Кстати, за полуфинал получил от организаторов пробы коробок с автографом самого Роджера МакГована!

Финал. Алексей (слева) против Константина (справа). Зрители прилагаются

Финал. Алексей (слева) против Константина (справа). Зрители прилагаются

Финал турнира, в котором сошлись Алексей Чебыкин и Констанин Нестеркин. Упорный бой между советским и финскими войсками закончился победой финнов под командованием Алексея Чебыкина. Наблюдать, кстати, за такими поединками одно удовольствие. Предугадывать направление тактической мысли соперников, прикидывать, как сам поступил бы в той или иной ситуации, ну и бонусом, фактически учебный фильм, как нужно/ не нужно играть в Combat Commander. Константин был близок к успеху, но несколько помарок свели усилия на нет.

Игра в разгаре.

Игра в разгаре. Все заинтересованы результатом броска кубиков.

Параллельно с турниром проходила партия в эпичную Virgin Queen, мне было сложно следить за отдельными моментами игры, но общая канва, на мой взгляд выдерживалась. Державы заключали союзы, коварно нападали, жгли брандерами турецкий флот и вовсю заключали политические браки. Как ни крути эта игра, для меня, самая самая. Обязательно нужно будет поиграть в Тюмени, увы, очень давно не раскрывали коробку.

Первые день конвента окончился, но ночь продолжалась, Сергей Овчаренко, гостеприимно предоставивший мне спальное место у себя дома, умудрился провести мини экскурсия по пути и мой заторможенный мозг наконец то уловил связь, скажем между Преображенкой, селом Преображенским и лейб-гвардии Преображенским полком! А душевная беседа втроем с Капитаном Морганом, позволила обсудить самые разные темы, благо Сергей отличный, эрудированный собеседник.

С кем  же меня сведет турнирная сетка ССА? Ел, кто бы сомневался!

С кем же меня сведет турнирная сетка ССА? Ел, кто бы сомневался!

Второй день конвента включал в себя 2 турнира – Command and Colors: Ancients и ASL. Я записался только на первый и правильно сделал. Напряжение второго, точно не перенес бы. Воздух, вокруг столов с ASL, ножом можно было резать. Настолько ощущалось сложность задач и муки выбора, некоторые партии напоминали поединки кэндо, осторожное перешагивание и молниеносный обмен ударами, в нашем случае редкий бросок кубиков и вновь, расчеты, прикидки и подготовка к ходу. Мне очень нравиться игровая вселенная  ASL, но в турнирном формате я, пока участвовать не готов. Толи дело бодрые сборники логических задач, решаемых посредством карт и кубиков, в лице классической игры от Р. Борга – Command and Colors. Античка не самая любимая игра серии, но отказаться от возможности покидать кубы и поныть над результатами этих бросков я не сумел. Тем более вишенкой служила возможность поучаствовать в Эпической форме игры, а мне, признаюсь, было очень любопытно как это выглядит в живую. Доблестно проиграв своими римлянами 3 из 4 поединков, я таки получил роль Массиниссы и правый фланг римского войска.

Консул храбро сражается в окружении врагов. Мгновение спустя он падет смертью храбрых, прорываясь из окружения

Консул храбро сражается в окружении врагов. Мгновение спустя он падет смертью храбрых,

Формат эпической битвы следующий: составляются два поля, выставляются армии, три участника с каждой стороны, руководят соответсвенно флангами и центром и один является главнокомандующим. Именно у него на руках карты, именно он раздает их каждый ход своим подчиненным, которые в свою очередь, самостоятельно решают, что им предпринять исходя из полученного приказа. Тот факт, что главнокомандующий фактически лишен возможности вслух высказывать свою точку зрения на активацию, он по всей видимости испытывает адовы муки, когда всякие бестолковые Массиниссы  вытворяют черт знает что. В нашей Заме, пользуясь численным превосходством, я разметал римскую конницу, но центр наш пал под напором проклятых карфагенских слонов, мне бы отправить пару отрядов на помощь консулу Павлу, но занятый поисками славы лично для себя, я упустил эту возможность. Вообщем глядя на Массиниссины художества, наш Сципион- Илья Литсиос, высказался настолько емко, что эта сентенция, боюсь станет крылатой. Битва была безнадежно проиграна. Карфаген устоял!

Триумф Карфагена

Триумф Карфагена, Ганнибал, в лице Ела (справа) очень доволен результатом

А проклятый Ганнибал, как и подобает настоящему африканцу, дико кричал и радостно прыгал. В общем сплошные – «ненавижу тебя Чака, ненавижу тебя Фасимба».

В промежутках между боями и в течении оных произошли и другие события. Была запущена вторая! партия в Virgin Queen, которую выиграла Александра, единственная девушка на конвенте. Играя турками, она поставила эффектную точку, построив Усыпальницу Сулеймана и получив 3 ПО! Я несколько раз сыграл в привезенную Елом из Петрограда, простенький, но добротный филлер на тему античных боев из серии «Встречный бой» (автор Горец), посмотрел на отлично оформленные карточки Field of Glory и что немаловажно поучаствовал в лотереи. Организаторы сумели заполучить полную коробку игр от GMT именно в качестве призов для участников конвента. Атракцион невиданной щедрости привлек всеобщее внимании, каждая игра извлекаемая из коробки вызывала одобрительный гул, а бочонок с номером участника, бурные и продолжительные аплодисменты. Так своих новых хозяев обрели такие игры как Triumf and Tragedy, Enemy Coast Ahead: The Dambuster Raid, Normandy 44 и прочие, не обошлось и без комичных моментов, так Илья Литсиос стал счастливым обладателем Украины 43, которая стала для него дополнением к уже имеющимся первому изданию этой игры. Ваш покорный слуга, также попал в число счастливчиков, предпоследняя разыгрываемая игра – Pax Romana, досталась именно мне. Что называется, в жилу, буквально несколько месяцев назад, изучал фотографии и отчеты, как знал.

ASL

А в это время «Боннапарт переходил границу…» Точнее в ASL перешли ко второму кругу своего турнира. Я был вынужден покинуть действо так и недождавшись исхода финального поединка, и только сегодня узнал, что Всероссийским чемпионом мира и окрестностей стал Константин Нестеркин! С чем его искренне и поздравляю.

Что не понравилось, то что не успел сделать массу вещей. Не поиграл в завоевание Америки, в серии World at War, не попросил провести ознакомительную партию в Wing Leader, не сыграл в Пиратов Кайзера с Елом и в Железо и Дубы с Алексеем Чебыкиным, упустил возможность провести часок другой за Legion of Honor и Battletech.  Не обсудил все что хотел с братями -проваргеймерами, Игорем и Кириллом, поверхностно пообщался с Володей Эллистоном, Димой Клюйковым, Мишей Лойко и прочая, прочая, прочая. Хоть записывай, в следующий раз памятку и строго следуй расписанию дня.

Под итог выделю на самом деле, главное, что было на конвенте. Это конечно, не  несчастные коробки с картоном, не шикарные призы и не душевный банкет – главное, это люди! По опыту подобных мероприятий, именно общение с участниками, основная составляющая праздника. Живое, не интернет общение, бесценно. Общее увлечение позволяет  находит  темы для интереснейших разговоров предельно просто. Мнения людей, действительно разбирающихся в теме разговора, а выясняется в живую это очень быстро, крайне полезно. Развиртуализация это прекрасно. С огромным удовольствием встретился с людьми, с большинством из которых, был знаком исключительно заочно. Игорю и Кириллу, спасибо за организацию конвента, Илье, за турнир ССА, Сергею за кров и компанию. Всех, без исключения, за радушие, доброжелательность, эрудицию, азарт – искренне надеюсь, что это не последняя наша встреча.   Keep Wargaming!

На посошок, чтобы по старинной традиции, набраться сильнее чем до этого, во первых ссылка на слайды с комментариями Андрея Шлепова.

Во вторых еще  немного слайдов уже от меня.

Игорь Лукьянов, иногда не любит фото, поэтому прикрыл лицо локтем. Ну я стою рядом с Андреем Шлеповым. В этом году исполнилось 10 лет, с двух наших эпичных партий в Path of Glory.

Игорь Лукьянов, иногда не любит фото, поэтому прикрыл лицо локтем. Ну я стою рядом с Андреем Шлеповым. В этом году исполнилось 10 лет, с двух наших эпичных партий в Path of Glory.

Как вам количество фишек, при этом ни одна фотография не передаст картинку поля в комплексе

Как вам количество фишек, при этом ни одна фотография не передаст картинку поля в комплексе

Американский лейтенант, нашел сундук, временно  ему не до битвы

Американский лейтенант, нашел сундук, временно ему не до битвы

Ключевой элемент игры Combat Commander, Вся информация на карте. От вариантов хода, до результата броска кубиков

Ключевой элемент игры Combat Commander, Вся информация на карте. От вариантов хода, до результата броска кубиков

Ел учит Георгия играть в "Встречный бой", могучей рукой перегородил всю панораму. Придется делать по этой игре отдельную заметку

Ел учит Георгия играть в "Встречный бой", могучей рукой перегородил всю панораму. Придется делать по этой игре отдельную заметку

Полуфинал, обратите внимание на потери англичан, однако основная боевая задача немцами не выполнена. Британцы удержали позиции "любой ценой"

Полуфинал, обратите внимание на потери англичан, однако основная боевая задача немцами не выполнена. Британцы удержали позиции "любой ценой"

Полки с солдатиками. От антички до наполеоники. Террейн прилагается

Полки с солдатиками. От антички до наполеоники. Террейн прилагается

"Секция мягких игрушек" На переднем плане Микаэль разыгрывает Наполеонику от Борга, на заднем, Михаил Лойко, готовит поле боя Первой мировой от того же автора

"Секция мягких игрушек" На переднем плане Микаэль разыгрывает Наполеонику от Борга, на заднем, Михаил Лойко, готовит поле боя Первой мировой от того же автора

Русские драгуны.

Русские драгуны.

Унтер - офицер Суздальского пехотного полка. Работа Дмитрия Тимченко, официального фотографа и азартного болельщика. С его щедрой руки я стал обладателем пары Петровских гвардейцев. Спасибо.

Унтер - офицер Суздальского пехотного полка. Работа Дмитрия Тимченко, официального фотографа и азартного болельщика. С его щедрой руки я стал обладателем пары Петровских гвардейцев. Спасибо.

Алексей Чебыкин (в центре) - победитель турнира по Combat Commander

Алексей Чебыкин (в центре) - победитель турнира по Combat Commander

Костя Нестеркин (слева), второй год подряд( если не ошибаюсь) призер турнира по СС. Он же победитель в номинации ASL.

Костя Нестеркин (слева), второй год подряд( если не ошибаюсь) призер турнира по СС. Он же победитель в номинации ASL.

Какой то адски рарный Star Wars, не попса типа новомодного X-Wing. Настоящие правила, таблицы и прочее. Чистый Battletech, умели люди игры делать

Какой то адски рарный Star Wars, не попса типа новомодного X-Wing. Настоящие правила, таблицы и прочее. Чистый Battletech, умели люди игры делать

Думаете в Москве уже мало кто играет в классику? Ошибаетесь!

Думаете в Москве уже мало кто играет в классику? Ошибаетесь!

Еще миньки, извините, не удержался

Еще миньки, извините, не удержался

Эпичная Зама, трио карфагенян в раздумьях. Где то там главврач маячит, за спиною... Вообщем, Ганнибал рядом.

Эпичная Зама, трио карфагенян в раздумьях. Где то там главврач маячит, за спиною... Вообщем, Ганнибал рядом. С нашей стороны мы видим могучую фигуру консула Павла Теплова, который прикрывает собой Консул Георга.

Игорь Тимофеев - победитель первой Virgin Queen

Игорь Тимофеев - победитель первой Virgin Queen

Молодежь выбирает...

Молодежь выбирает...

Слава Логинов и правильная кепка. Рекоyструкторы - rulesss

Слава Логинов и правильная кепка. Рекоyструкторы - rulesss

Дмитрий (Чита) слева и Ел (Петребург) справа, играют в бестолковую, но чертовски хорошо оформленную Field of Glory

Дмитрий (Чита) слева и Ел (Петребург) справа, играют в бестолковую, но чертовски хорошо оформленную Field of Glory

Без котиков, таперича никуда. Суровый варгеймерский кот, Сергея Овчаренко

Без котиков, таперича никуда. Суровый варгеймерский кот, Сергея Овчаренко

Рассказать другим:
Digg Google Bookmarks reddit Mixx StumbleUpon Technorati Yahoo! Buzz DesignFloat Delicious BlinkList Furl

Отзывов (23) на «Pro Wargames: Конвент по военно-историческим играм.»

Трекбеки отключены.

  • TTK:

    Читаю.
    И радуюсь.
    Словно ребенок.

  • Андрей Шлепов:

    «Прочел с удовольствием».

    Окружение трех армий под Луцком, да, все еще видится в кошмарах.

    • адские по напряжению партии…
      Андрей, а сценария, про штурм высоты, в Вассале случаем нет? А то политический офицер Блютамский требует реванша.

      • Андрей Шлепов:

        В принципе можно из имеющегося состряпать, но я в прямом эфире не играю: вечером отдыхаю, вообще на компьютере с перерывами работаю, глаза берегу. А по почте мы его год будем играть, ровно до следующего конвента.

        • ну тогда будет лишний повод добраться до вас еще раз.
          P.S. Надеюсь дымовые завесы мои минометы ставят.

  • TTK:

    Про Combat Commander. Костя в прошлом году до финала не дошел. Там был Игорь Тимофеев «Девственниценосец».

    • не верю!
      Чтобы Костя и до финала не дошел? Не может такого быть!
      А с тебя, кстати, партия в Наполеонику! Ужо там слонами потоптаю, отомщу за Заму.

      • TTK:

        кстати, про Заму
        историки считают, что произошла она 19 октября…
        Мы играли 18-го, в честь даты т.с.
        Но стремительная атака карфагенян за день до сражения (sic!) застала римлян не готовыми…

        • подгадал, Илья, знатно.
          Ел, про «Встречный бой» подробностей не накинешь?
          Где про него почитать, сколько там колод, сколько стоимость колоды?

          • TTK:

            Вот автор вКонтакте, Александ Горец
            http://vk.com/id1399559

            Коробок 3.
            Рим-Рим
            Македонцы-Персы
            Карфаген-Галлусы

            Продает по 300р.

            Как раз в субб показывал какая-то девушка-программер на основе Встречного боя нарисовала комп версию, даже ИИ какой-то там есть.

            http://vk.com/topic-920_29125806
            где-то он писал…

  • Michael:

    Круть! Был очень рад познакомиться!
    И мелькнуть в фотках на заднем плане :)

  • Андрей Шлепов:

    Которые в виде фишек, те нет, а те, что в виде радио «82 FM» (батальонные), те да.

    Там одной хорошо подготовленной атакой всех немцев смести с гребня можно.

    • согласен, можно. Там, насколько я понял, бояться не надо.
      Андрей, еще вопрос. А к базовой игре дополнительные сценарии в свободном доступе имеются или все строго через коробку Средиземноморье и так далее, включая журналы?

      • Андрей Шлепов:

        Ты имеешь в виду «Европу»? Во-первых, там есть генератор сценариев для трех наций (в игре вообще первоначально не было сценариев. а только их генератор), очень интересная штука, незаменимая для подготовки к турнирам (если некоторые параметры задавать, а не генерировать). Генератор вовсю использовался на нашем первом турнире. Во-вторых, два сценария есть на сайте GMT Games, очень хорошие (из одного вышел набор «Сталинград»), играли в них на втором турнире. В-третьих, если пошерстить Boardgamegeek, можно найти еще турнирные сценарии, в т.ч. «Высоту 133″.

        • Вновь, спасибо. Посмотрел, почитал. В принципе там и базовых надолго хватит. Осталось определиться брать или нет.

  • Сергей Овчаренко:

    Алексей, хороший отчёт! Прочёл с удовольствием.
    Требуется продолжить со следующей оказией!

  • Malagash:

    Но в целом то античка как в сравнении с наполеоникой? Все как вы рассказывали?

    • Лично мне Наполеоника нравится больше, она веселее, условности более сложные. Тут тебе и взаимодействие родов войск и разнообразная местность. Античка более прямолинейная. Однако многим более по нраву все же она. Надо в Вассале пару партий сыграть, делов то. Тогда сможешь сделать собственные выводы.

  • Алексей Ч.:

    Отличный обзор. В следующий раз надо однозначно в звездные войны сыграть))

    • да я бы с удовольствием, какой-нибудь простенький сценарий раскинул, чтобы оценить, так сказать.