Военные игры: от Полтавы до Парижа

Варгеймы

Военно-исторические игры по- прежнему остаются для меня лакомым кусочком.  За прошедшее время было сыграно не так много партий, однако они были разные и для разных аудиторий. Пройдусь по ним в хронологическом (в рамках истории) порядке.

Полтава

Первая по списку это «Полтавское сражение» от единственного,  выпускавшего военные игры в России и ныне почившего, издательства «Статус белли». Картонная папка с картой и фишками способствует отличной бюджетной цене для варгейма по отечественной истории. Стоит отметить, что тема для игры не простая. Русская армия обладала настолько большим преимуществом над шведской, что сбалансировать стороны крайне сложно. Видимо именно по этому, автор в первоначальном варианте оставил все как есть. Немногочисленная, но сильная шведская армия, противостоит многочисленной, усиленной укреплениями и артиллерией  армии Петра I. В базовой комплектации победить шведами мягко говоря крайне сложно. Позже автор предложил изменения, призванные хоть как то подравнять шансы, но само по себе «Полтавское сражение» не та игра, в которую прямо хочется переигрывать раз за разом при наличии других военных игр, так что ценность «костыля» не так уж и велика. Однако, какие бы не были у игры недостатки, партии проходят весьма увлекательно. В этот раз моя шведская машина решила перемолоть редуты, вместо того что бы просто прорваться через них. Наказание за это решение последовало безотлагательно. Штурмы были проведены крайне неудачно,  части в синих мундирах мешали друг другу и плохо кидали кубики. В довершении всех бед, за линией редутов нас уже ждали драгуны Меньшикова, которые перед своей гибелью успели потрепать как нервы так и без того невеликие силы шведского короля.

Залп!

В итоге, выстроившаяся цепь остатков шведских пехотинцев представляла собой не то что «тонкую синюю линию, превращающаяся в пунктирную», а банальное кривенькое тире.  Но даже в таком составе они могли устроить русским кровавую баню в рукопашной. Однако царь Петр, построив свои силы в несколько линий, выдал фантастический по точности залп. Из 8 кубиков на 6 выпали шестерки, столь необходимые для попадания! Когда дым рассеялся, взору Карла предстали жалкие крохи его великой армии находящиеся в вертикальном положении. Все остальные лежали плотными рядами. Пуля оказалась совсем не дурой. В таких условиях, героические усилия шведской кавалерии, сдерживающей свежие силы русских драгун, были бесполезны, времени и самое главное армии способной уничтожить массы русской пехоты уже не было.

Поражение

«Полтавская битва» отлично идет как иллюстративный материал к учебнику истории, относительная скоротечность партии (в районе 2-3 часов), не сложные правила и человеческая стоимость игры, вполне подходит для демонстрации классического варгейма неискушенной публике. Даже дисбаланс игры отлично вписывается, достаточно игроку более плотно знакомому с таким типом игр взять под командование шведскую армию.

Французы рвут линию

Следующая по списку оказалась Flying Colors, морские сражения времен наполеоновских войн от компании GMT. Имея опыт всего одно обучающегося сценария, в этот раз решительно взялись уже за полноценное сражение. Выбор пал на бой у Мыса Генри. Относительно небольшое количество кораблей в флотах противоборствующих сторон и самое главное ограничение сценария по ходам, оставляло надежду, что уложимся в приемлемые временные рамки. Сразу скажу, действительно удалось осуществить задуманное. Справились за  3 с лишним часа.

Авангард Британцев под плотным огнем

По сценарию французские и английские корабли двигаются встречным курсом, соответственно в бой вступали последовательно. Французам удалось выгадать дебют, разрезав линию британцев и нанеся их головных кораблям серьезные повреждения. Впрочем не обошлось и не без потерь. На одном из судов возник пожар, которые здорово подпортил нервы, а затем  и поспособствовал гибели этого линейного корабля. Я не буду расписывать маневры флотов, для этого нужно или рисовать схемы или прикреплять больше фото, а было вовсе не до того. Напряжение колоссальное, выгадывания галсов, стремления сосредоточить огонь которое с случае неудачи грозит не просто разрушением строя, но полным разбродом своих кораблей и как следствие их уязвимости в следующий ход. Залпы, обездвиживающие гигантов, превращающие их плавучие батареи, к которым так удобно подбираться со стороны уязвимой кормы.  Картечь, сметающая с палубы все живое и судорожные маневры в надежде избежать абордажа, резонно полагая, что остаткам команды не светит в бою со свежим противником. Тревога, когда горящий флагман британцев, проходит проверку на сцепку с целехоньким французом. Впечатлений море. Игра мне очень нравится. Правила, не смотря на отнюдь не простые формулировки, тем не менее не перегружены лишними деталями и достаточно последовательны. Я по прежнему не уверен, проведен ли мы хоть когда- нибудь Трафальгар или Славное Первое июня, все таки это по настоящему масштабные сражения, съедающие в рамках игры очень много времени, но то что мы переберем все битвы где с каждой стороны не более 7-10 кораблей, в этом не сомневаюсь.  Игра не простая, требующая внимательности, усидчивости и времени. Просто так ее доставать из коробки не будешь. Желательно обладать общим интересом к теме сражений парусных судов.

Батарея! Огонь!

Сommand and Colors:Napoleonics: доиграли все сценарии базовой коробки и дополнения «Русские», а также приступили к свежеизданным «Австрийцам». Игра, несмотря  на то, что, периодически вызывает полярные чувства – отличная.  Отдельно отмечу значительное количество сценариев и великолепно проведенную работу по «расовым»  отличиям дополнений.  Конечно, австрийцев еще не испытали по полной программе, но не верю, что на них система даст сбой. А так, каждая коробка – отдельная песня. Русские, цепляющиеся зубами за свои позиции и портящие гениальные планы по прорыву кавалеристами или занятию ключевых мест. Англичане, от которых постоянно приходится ожидать сметающего все и вся ружейного огня, отсюда чересчур аккуратное маневрирование, а это чревато потерей как инициативы так и хороших карт. Испанцы, периодически переворачивающие партию с ног на голову с их партизанщиной.   Ну и конечно, французы. Паровым катком пехоты и массовыми атаками кавалерии при поддержки батарей способные смять любого противника.  Безусловно, в игре достаточно и негатива. В первую очередь достопамятные кубики, способные выдать из 7 (при шансах на успех 75%) абсолютный ноль и карты, (точнее их отсутствие в нужный момент) иногда низводящие оппонента в ранг зрителя, наблюдающего за безнаказанным истреблением своих деревянных блоков.

Французские драгуны кружат вокруг австрийцев

Есть вопросы и к сценарием, какие то даже поражают пропастью дисбаланса, другие вызывают недоумения. Так, судя по коробке «Русские», Наполеон в 1814 году, только что Москву не взял, ибо в каждом из предложенных сражений, русские терпят поражения (согласно историческому сценарию). Ну ладно, я и так  знаю, что в 1814 году именно русская армия взяла Париж, причем действительно после тяжелого сражения.  Что  помешало сделать финальный сценарий – «Штурм Парижа»,  то ли стремление не задеть чувства многочисленных наполеонофилов, искренне полагающих, что подчас императору  не хватало «еще одного батальона» для безоговорочной победы, или же решили приберечь для коробок «Пруссаки» или «Эпические сражения»? Однако подобные помарки и действительно раздражающие кубики, отступают перед истинным предназначением игры.

Раш по центру

Это не симулятор полководца и не историческая реконструкция, это чистый фан. Весело, бодро и реиграбельно. К примеру мы несколько раз переигрывали сценарий «Битва при Красном», было очень интересно, как же русские могут помешать стремительно отступающим французам или проигранное мной в пух и прах Ватерлоо. Зудит, нужно повторить, чтобы уже теперь, бегство Веллингтона, а не Наполеона, прикрывали несгибаемые гвардейцы.  ССN – лучшая из исторической Борговской серии, гораздо более сложная как правилах так и в возможностях чем Мемуары 44 и более комплексная чем  уже не так сильно уступающая ей Сommand and Сolors: Anticients. Игровой обгрызок в виде выпущенной Звездой «Самураев» как конкурента вообще на рассматриваем, так же как и уже «древний» «Battle Cry». Сомнительно, что игра хорошо пойдет в качестве «детской», все таки многообразие отрядов и тактик, требует гораздо более вдумчивой игры, чем те же Мемуары, но благодаря своей «фановости», вполне подходит для соперников вовсе не увлеченных наполеоникой.

Штурм

World at war – третья мировая война в альтернативном 1985. Достаточно неожиданно, превратилась в одну из самых ходовых игр в прошлом году и коробку, которую раскрывали в этом, увы, слишком мало. Отличное сочетание качественных и не сложных правил с динамичными боями в прекрасно исполненном антураже. Просто огромное количество разнообразных сценариев (больше, наверно, только в ASL), для уже затянутых в эту пучину и великолепные базовые коробки. Предлагающие на выбор как короткие боестолкновения, так и достаточно масштабные (в рамках рота, батальон, полк) побоища. Т-62, уязвимые, но многочисленные, гвардейские Т-80, молниеносные и смертоносные, против угрожающе беспощадных Абрамсов и Леопардов. Десятки типов танков, бронемашин, наличие вертолетов и авиа поддержки, артиллерийские удары, химическое оружие, управляемые противотанковые ракеты и прочая, прочая. Скучных сценариев нет в принципе. То наводишь мосты через Рейн и пытаешься выдавить из ключевого города окопавшихся там британских пехотинцев, то прорываешься из готового схлопнуться мешка, остатками панцергренадерского полка, то штурмуешь прибрежные городки в Швеции силами доблестной морской пехоты, то вступаешь в противостояние с бывшими союзниками, когда после заключенного перемирия, подразделения Бундесвера вынуждены атаковать отступающих янки. В качестве вишенки на торте, пытаешься силами десантников и «Альфы» перехватить спасающегося бегством из Парижа самого Франсуа Миттерана.

соотношение потерь

Многочисленные броски кубиков на атаку и защиту, парадоксально мало влияют на динамику игры, настолько они удачно вписываются в общую напряженность партии. Грамотный маневр и опора на сильные стороны своих подразделений вполне способны нивелировать неудачные броски кубиков.  Игра – однозначный хит, с колоссальной поддержкой как издателя, так и сообщества. Единственно, вот лежат у меня две коробки –допы. «Paris is burning» и «Into the breach», а базовой , игры, в которой были напечатаны значительное количество юнитов задействованный в этих допах, у меня нет. Вот и маюсь, то ли отдать кому они нужнее, то ли придержать? Для знакомства с игрой отлично подойдут коробки  »Blood and bridges» или «Eisenbach Cap» . Несложные правила, но при этом глубокий игровой процесс и разнообразие сценариев способны зацепить  не только неискушенных варгеймами игроков. Конечно, интерес к  антуражу лишним не будет. Вполне подходит для привлечения к игре новых участников, хотя желательно способных отличать Т-80 от Абрамса и знающих, что такое НАТО и Варшавский   договор.

Рассказать другим:
Digg Google Bookmarks reddit Mixx StumbleUpon Technorati Yahoo! Buzz DesignFloat Delicious BlinkList Furl

Отзывов (4) на «Военные игры: от Полтавы до Парижа»

Трекбеки отключены.

  • Dimas:

    А про парусники ты мне не рассказывал. Вроде. Надо как ни будь попробовать. Да и на Т62 тоже можно сгонять!

    • да не вопрос. Танки ждут в коробке. Кораблики, в принципе, могу попросить погонять. Раскинем обучающий сценарий. Он часа на 2 всего.

  • Сергей:

    Маленькое уточнение по Сommand and Colors:Napoleonics: Проиграны (а порой и не по одному разу) все доступные сценарии не только базовой игры и допа «Руские». Но и (истратив кучу нервов и банку вазелина) допа «Иcпанцы».

    • Ну прямо таки все проиграны. В базе ты у меня чуть меньше половины выиграл. А про Австрияков, после вчерашнего, вообще страшно загадывать.