Броня крепка: музей «Боевая Слава Урала»

МС 1в масштабе

В минувшую субботу предприняли вылазку в город Екатеринбург с целью посещения музея «Боевая слава Урала». Выбрались строго мужской компанией: только папы с сыновьями. Сразу признаюсь, про музей уже слышал, но увиденное поразило. С подмосковной Кубинкой сравнивать не берусь, ибо не был, поэтому речь строго об уральской выставке.

Сам музей находится неподалеку от Екатеринбурга, в городке Верхняя Пышма, добраться от Еката никакой трудности не представляет. Мимо самого комплекса не проедешь: здоровенная территория, заставленная образцами бронетехники, артиллерии, авиации и даже макетов флота, взгляд притягивает автоматически.

Особенностью музея является принципиальное отсутствие среди экспонатов техники фашистской Германии и ее союзников. Все образцы строго союзнические, в приоритете, понятно дело, отечественные экземпляры. Выглядит техника на 100 баллов – такое впечатление, что большую часть достаточно заправить топливом, и с территории музея танки уйдут своим ходом. Как подсказал местный товарищ, так оно и есть. Некоторые образцы действительно на ходу и частенько принимают участие в праздничных мероприятиях.

БТ 7

Советские танки представлены очень плотно. Начиная с классического МС-1, практически полный комплект. Тут тебе и БТ-5 и БТ-7, причем последняя, судя по всему, в положении «колесный ход». Малыши-»смертники» Т-60 и Т-70 и сносящий крышу своими масштабами КВ-2 . Легендарные тридцать четверки аж в четырех вариантах, включая редкую модель с 57 мм пушкой. Увы, отсутствовал экземпляр Т34-85, с надписью Rudy на броне, укомплектованный манекенами Янека, Григория и Шарика. Небось отлучились по какому-нибудь срочному делу. С них станется.

Су 76

На месте и советские САУ, выстроенные в строгом порядке прокачки игры WoW. Открытая боевая рубка СУ-76 заботливо затянута брезентом. А когда стоишь рядом с ИСУ -152, как-то не возникает вопросов, почему советские солдаты называли ее «Зверобой», а немецкие – «Консервный нож».

Сталинская кувалда

Целый ряд, метров 300, занят самыми разнообразными артиллерийскими системами. Тут тебе и заслуженная «сорокопятка», узнаваемая по фильмам 75 -мм дивизионная и даже «сталинская кувалда», на месте представители «бога войны» 60-70х годов. Отдельно радуют названия послевоенных систем: многочисленные «Гиацинты», «Акации», «Гвоздики» и прочие фиалки – с чувством юмора у разработчиков полный порядок. Нашел и 37мм. зенитную пушку, на подобной в 1944-45 году служил мой дед.

Кингкобра

Достаточно щедро представлена авиация: полюбовался вблизи на сурового ИЛ-2, на красавца ЯК-9 и с большим удовольствием поглазел на  Кингкобру.

БУК

Послевоенные образцы бронетехники, авиации и прочая заслуживают отдельного разговора.  Все это богатство времен холодной войны, часть которого до сих пор стоит на страже рубежей, внушает уважение. Сильна была Советская власть.

первый этаж

В центре комплекса расположено здание, три этажа которого также  заняты интереснейшими экспонатами. Как зашел внутрь, так просто обалдел. Первый этаж плотно заставлен блестящими ретро автомобилями. По краям выставлены бронеавтомобили,  джипы и мотоциклы. Зрение с трудом фокусируется на чем-то одном,  то стараешься заглянуть в открытую дверь БА, то пытаешься оторваться от обводов Форда 30-х годов.

2 э

Второй этаж заполнен советским автопромом. Ностальгия. АЗЛК, «ушастый» Запорожец,  Волга, мопед «Карпаты», мотоцикл «Днепр и «Урал», и прочее-прочее. В некоторых, помню, катался  и уж совсем некоторыми даже управлял.

Льюис

Третьи этаж – оружие, награды, униформа, посмотреть есть что, но у детей уже наступило пресыщение впечатлениями, поэтому пробежались по этажу слишком быстро.  Кстати, технически комплекс оснащен вполне достойно. Информационные экраны с нужной информацией, и даже система голографической энциклопедии. Именно в ней сходу мальчишки и зависли.  Мне уже не понять: вот, на соседней «витрине» настоящий ППШ, но найти и рассмотреть его на экране, им гораздо интереснее.  Хотя, справедливости ради, легендарный «Максим», доступный для «пощупать» и «пофотаться», вызвал горячий интерес. Через нескольких секунд эксплуатации уже регулировали прицельную рамку и, найдя гашетку, азартно отстреливали противника.

ЛАГГ 3

Единственной ложкой дегтя оказались подвешенные полноразмерные макеты самолетов. Выглядели они, по сравнению со всей остальной техникой,  несколько искусственно, особенно ЛАГГ-3 с  львом в сердечке. С другой стороны, как-то слабо верится  в некомпетентность сотрудников музея, возможно я что-то пропустил, надо бы поднять информацию по этому вопросу. Кстати, я два дня не мог понять, что в танках такого непривычного, за счет чего они кажутся настолько максимально реальными боевыми машинами, а не макетами для фотоальбома. Только вчера дошло:  техника не зализана и не загламурена. На корпусах четко прослеживаются швы, окрас машин отнюдь не парадный, надписи и цифры  сделаны не каллиграфически идеально – все это убирает игрушечность и добавляет внушительности.

ИС 2

В итоге, 3 с лишним часа, из которых минут 30 заняла трапеза в цокольном этаже музея, пролетели незаметно. Впечатления сугубо положительные. Так вот запросто рассмотреть вблизи легендарную технику, знакомую ранее только по фото и книгам, дорогого стоит. При этом посещение музея  совершенно бесплатно. Приходи и смотри. В сегодняшней системе координат  случай редкий. Жалко, конечно, что полазить по танкам не разрешено. За этим делом посредством камер зорко бдит охрана и в случае чего вежливо гоняет посетителей через установленные на территории громкоговорители. На мой взгляд, не помешала бы возможность залезть внутрь какого-нибудь дежурного танка, под присмотром, понятно дело, специально обученного сотрудника музея. Для детей, да и для многих взрослых, уверен, открылась бы новая бездна ощущений.

Отдельным плюсом идет тот факт, что экспозиция постоянно расширяется, так, со слов опять местного товарища, вертолетов в прошлом году не было, да и в тендере на закупку для музея  почти 80 единиц будущих экспонатов, среди которых есть  и КВ-85, и Пе-2, и Студебеккер, и даже Броневагон.

Для гостей Екатеринбурга и жителей близлежащих городов и весей СТРОГО рекомендован к посещению. Я ничуть не пожалел, что за 400 километров в музей съездил.

Кое-что не меняется в отечественной технике, вот  важное бревно на броне Т-34, выпущенного в 1941 году.

Т 34

А вот тоже бревно, закрепленное на БМП-2  1977 года выпуска

БМП 2

Т-80 УД в коллекции музея самый современный танк.

Т-80 УД

КВ-1 – впервые увидел его в живую. Изящная машина, несмотря на вес и габариты, по фотографиям я этого не понимал.

КВ 1

А это КВ-2, так сказать в масштабе. В свое время (1990), был такой фильм » Танк Клим Ворошилов- 2″. Там как раз показывали такой танк,  тогда я посчитал это выдумкой.  А теперь, наблюдал его в живую.

КВ2 в масштабе

Миномет на мотоцикле

мотоцикл с минометом

Информационная панель.

Панель

Из цветника советской артиллерии. «Гиацинт С», а есть еще «Акация», «Гвоздика», «Василек» и даже «Тюльпан»

Гиацинт

Бронеавтомобиль и вид на место водителя. Комментарии излишни.

место водителя

Редкая Т34-57

Т 34-57

Импровизированная САУ, не от хорошей жизни.

САУ

Не сфотографироваться рядом с Т-54 я не смог ( кто играл в WoW, тот поймет)

Т54

Средства ПВО

Прожектор

Максимы на полуторке

СУ -122, достойный ответ фашистскому зверинцу

СУ 122ИС -3. Внушает.

ИС 3

Рассказать другим:
Digg Google Bookmarks reddit Mixx StumbleUpon Technorati Yahoo! Buzz DesignFloat Delicious BlinkList Furl

Отзывов (7) на «Броня крепка: музей «Боевая Слава Урала»»

Трекбеки отключены.

  • Сергей:

    Э… я слегка заступлюсь за представителей музея (эт я про заинтересовавшую тебя эмблемму на ЛАГГ-3):
    «…Представлен ЛаГГ-3 лейтенанта Ю. Щипова из 9-го истребительного полка Черноморского флота, 1944 год. На фюзеляж нанесены отметки о сбитых самолетах противника и личная эмблема – голова льва на фоне сердца…»
    Взято отсюда: http://crimso.msk.ru/Site/Crafts/Craft19958.htm

  • Сергей:

    Ссылка на картинку:
    http://crimso.msk.ru/Images6/MM/MM-169/1018-08-1-2.jpg

  • Сергей:

    Ещё картинка:
    http://crimso.msk.ru/Images6/AV/AV05-5/39-3.jpg
    Летчик 9-го ИАП ВВС ЧФ Юрий Шнуров в кабине ЛаГГ-3

  • Сергей:

    Раз пошла такая пьянка… Что касается бревна на T-34 и БМП (в принципе кратко отвечал) вот более полный ответ из интернета:
    «…Не только у танка, но и у других бронемашин, не оборудованных лебедкой, предусмотрено место для крепления бревна! Например у БМП (боевая машина пехоты). Поскольку БМП машина плавающая, в армейских кругах бытует шутливое мнение, что дескать бревно служит для обеспечения плавучести!) Ну а серьезно – это бревно для самовытаскивания машины из глубокой грязи, снега и прочих препятствий, когда гусеничный движитель не в состоянии обеспечить продвижение. Бревно крепится короткими тросиками к серьгам двух гусениц, перпендикулярно курсу движения и, после преодоления сложного участка, отцепляется!…»
    Ну и само-собой картинка:
    http://cdn.bolshoyvopros.ru/files/users/images/42/2d/422d8ff95adbc434b9c65ff7cdecb2c1.jpg

  • Сергей:

    http://cdn.bolshoyvopros.ru/files/users/images/2f/48/2f4821dc7a5b6d2de5ed5494299ab12c.jpg

    Инструкция по применению:
    Для самовытаскивания застрявшей танка необходимо:

    •осмотреть место застревания и выбрать направление самовытаскивания;
    •снять с кормовой части танка бревно и уложить его поперек танка перед гусеницами той ее части, которая направлена в сторону выхода. Рекомендуется под бревно выкопать ровик, чтобы предохранить бревно от поломки;
    •тросы из комплекта ЗИП обвести вокруг бревна и гусеницы;
    •петли каждого троса соединить между собой скобой с помощью болта и гайки. Скоба должна быть снаружи гусеницы;
    •по команде командира танка механику-водителю запустить двигатель и включить I передачу или передачу заднего хода и подтянуть тросы крепления бревна, затормаживая поочередно гусеницы, при этом не допускать перекоса бревна;
    •отпуская педаль тормоза, обеспечить начало движения танка с обеих гусениц;
    •после выхода бревна к кормовой части машину остановить, чтобы снять или переставить бревно;
    •если за один прием танк не вышла на твердый грунт или настил, то повторить прием, перенося бревно до полного самовытаскивания танка;
    •после полного выхода танка с места застревания оборудование самовытаскивания снять, привести в порядок и уложить на свое место. При установке бревна задние листы пылевых щитков укладывать поверх бревна.

    http://mirtankov.su/sites/default/files/images/brevno-samovytaskivaniya-1.jpg

    http://mirtankov.su/sites/default/files/images/brevno-samovytaskivaniya-2.jpg

    http://mirtankov.su/sites/default/files/images/brevno-samovytaskivaniya-3.jpg

  • спасибо, познавательно.
    За льва, отдельный респект, рад что не ошибся в отношении сотрудников.

  • Антон:

    Алексей, отличная статья! Захотелось посетить этот музей. Успехов в развитии сайта!