Crown of Roses – Делатель Королей

Блоки на карте

я вам задам  загадку.  На чьей стороне сэр Дэниэл?
     -- Не знаю, -- ответил Дик
     --  Никто этого  не  знает. Он  ложится  спать
сторонником Ланкастера, а просыпается сторонником Йорка.
Р. Стивенсон «Черная стрела»

Итак, удалось провести партию в Crown of Roses. Собрались максимальным составом – вчетвером. По сложившейся традиции правила читал только один, но благо, с одной стороны были загодя распечатаны полезные памятки, а с другой в последний момент появился еще один постоянный участник, который взял на себя оперативное чтение нужных пунктов правил.

Crown of Roses – это тридцать лет борьбы за английский престол, заботливо уложенные компанией GMT в девять ходов. Игра представляет собой блочный варгейм на карточном движке. Блоки создают недурной туман войны, когда никто не видит противостоящих ему сил, до самого столкновения, а карты, выдаваемые в начале хода, предлагают мучатся с муками выбора – куда и как потратить имеющиеся Очки Операций. Игрокам, от двух до четырех человек, выдают на руки четыре рода: Йорки, Ланкастеры, Уорвики и Бэкингемы.Все действо происходит на шикарной карте Англии, поделенной на графства и отдельные территории. При этом, удивительное рядом, карта не просто красивая, но еще и функциональная. Многочисленные гербы, разбросанные по всей старой доброй Англии, это родовые гнезда местной знати, которая, собственно и составляет верные и не очень верные воинские контингенты, кроме того каждая местность носит, зачастую малознакомое название. Если Лондон или скажем Уэльс, можно найти и с зачаточными знаниями географии, то какой-нибудь Дерби или Сомерсет уже как то не очень,  но доблестные дизайнеры спешат на помощь, предлагая элементарную сетку координат, основанную на треке очков Влияния, пущенного по периметру карты. Смотрим на последнюю страницу правил, находим нужное название и соответствующие цифры на поле. Вуаля! Более того, авторы идут далее и размещают на карте не только традиционные символы, но и подсказки из книги правил. Вроде бы мелочь, а все равно приятно.

Не буду подробно останавливаться на правилах игры, они, несмотря на объем, не представляют собой ничего сверхсложного, отмечу лишь некоторые любопытные отличия от большинства других игр связанные с сердцем игры – механикой CDG.

1.  У каждого игрока, помимо карт получаемых в начале хода, на руках 6 домашних карт и хотя все они одноразовые, само наличие такой запасной руки, оставляет игроку надежду, даже в случае крайне слабых карт пришедших из основной колоды.

2. Количество импульсов в ходе напрямую зависит от количества карт на руке у самого «слабого» участника. Вы можете заработать до девяти карт из общей колоды, но если у кого то из игроков их всего 5, то и импульсов будет ровно пять. Отличный ход, позволяющий избавиться от проблемы «длинной» руки, ситуация при которой один из участников безнаказанно активирует свои войска пользуясь вашей пустой рукой в этой игре не возможна. При этом выгода большой руки очевидна, у вас просто больше вариантов действий в свой ход.

3. Карты «сюрпризы», т.е. карты которые можно разыграть в любой момент своего или чужого хода, не ослабляют при этом руку. После розыгрыша подобной карты вы берете из колоды новую. Тот же принцип был и Succesors, но там он меня несколько раздражал, здесь же выглядит вполне уместным (может за счет иной динамики игры).

4.  Карты, сыгранные в импульс, выбираются игроками одновременно, что бывает заставляет на ходу менять планы и подстраиваться под ситуацию.

Чума

Чума бушует, войска Йорка в Честере практически вымрут, все соседние регионы здорово ослабнут

Победа, согласно правилам, в игре может быть достигнута несколькими путями, что обычно позволяет варьировать свою стратегию, в зависимости от карт на руке и собственных планов. Однако в Crown of Roses, на первый взгляд, все не так радужно. Судите сами, политическая победа присуждается тому игроку, кто сможет приватизировать королевскую должность 5 раз в течении игры. При этом  попыток стать королем всего восемь (в игре девять ходов, но в первый король есть по умолчанию, однако его фракции этот факт в зачет не идет).  Военная – уничтожение ВСЕХ возможных претендентов на престол во фракциях противников. Это более интересный вариант, только вот при игре вчетвером лишних наследников человек 10 и охота за ними может затянуться. Третий вариант – экономическая победа, для этого необходимо каждый ход исправно оккупировать чужие графства, для автоматической победы нужно накопить 50 очков. Это много, ибо 1 графство =1 очко и успеть за импульс распределить все свои отряды по чужим родовым гнездам, чтобы сразу забрать 8-9 очков, не всегда представляется возможным. Впрочем,  мои подозрения носят скорее теоретический характер, после одной игры всерьез рассуждать о тактики и стратегии не стоит.

В этом сражении Бэкингем, сразит Ричарда Йорка. Станет королем и погибнет в Кенте в результате нелепой и ненужной атаки.

В этом сражении Бэкингем, сразит Ричарда Йорка. Станет королем и погибнет в Кенте в результате нелепой и ненужной атаки.

Crown игра, как несложно догадаться военная и сражения в ней постоянные, но при этом бодрые и относительно удобные. Благодаря ограничению по количеству движимых и сражающихся одной группой блоков, количество единовременно бросаемых кубиков относительно невелико, а сбор Великой армии способной пройтись катком по врагам практически мало вероятен. Следуя теме Crown просто не могла не быть при этом и политической игрой и сразу оговорюсь, как это реализовали мне весьма по нраву. Как я уже говорил, основа армий это блоки представляющие  английскую знать. Практически каждого из них (иммунитетом обладают лишь официальные Претенденты на трон) можно попытаться переманить на свою сторону.  Делается это в течении хода, размещением в закрытую от иных игроков, специальных жетонов Влияния.  Которые, в свою очередь, участники получают в специальную фазу исходя из количества и качества контролируемых графств. Какие то лорды тяготеют к определенным фракциям и перекупить их сложнее, другие подобны флюгерам и готовы поменять цвета без зазрения совести. Также очки Влияния можно и нужно тратить на получение выгодных должностей. Происходит это путем закрытого аукциона. Каждый игрок выбирает несколько жетонов влияния, все одновременно вскрываются и счастливый обладатель большей суммы уволакивает желанную Должность для верного ему лорда.  Простор для блефа, осторожных союзов (ибо можно своим влиянием поддержать союзника/соперника) и далеко идущих планов.  Казначей, Канцлер, Адмирал или Капитаном Кале и прочее, это не только дополнительный блок войск, и специальные возможности, но и бонусы к популярности, влиянию и голосам в парламенте в следующем ходе. Голоса в Парламенте жизненно необходимы для еще одной политической акции – выборы Короля. Каждый ход, сообразуясь с мощью верных лордов, популярностью в народе и бонусов имеющихся Должностей, игроки получают Голоса в парламенте. По принципу простого большинства, на новый ход избирается новый король. Здесь как договоритесь, будут ли при голосовании двое против двух, или все против одного, или каждый сам за себя, все зависит от участников и положения на игровом столе.

Первые выборы. Ланкастеры поддержали Йорков. Уорвик высказался за Бэкингема. Но Красная и Белая роза еще слишком сильны

Первые выборы. Ланкастеры поддержали Йорков. Уорвик высказался за Бэкингема. Но Красная и Белая роза еще слишком сильны

С Crown, конечно, не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Правила, несмотря на логичность и последовательность, отнюдь не легкое чтиво. Многочисленные нюансы лезут изо всех щелей. Кто и когда в сражении может объявлять Charge, когда  разрешено преследовать отступающего врага, каким образом  работают последствия Чумы в регионе, как определяется порядок подавления восстаний в графствах и прочие  вопросы, заставляют не раз и не два листать книгу правил и памятки. Понятно дело, чем чаще играешь, тем вопросов меньше, но конкретно в этой игре, немало именно вроде как незначительных, но при этом действительно важных нюансов. Впрочем, Crown of Roses из категории тех игр, которые правилами не испортишь, практически любые помарки и лакуны в знании правил, съедаются динамичными боями, хитроумными маневрами и закулисной борьбой.  Кстати, игра по сути своей является как минимум идейным наследником классической (1974 года) коробки Kingmaker и периодически возникает впечатления, что адаптация под современные требования, прошла непросто и со скрипом. Многочисленные нюансы правил, повторяющиеся подсчеты съедающие значительную часть игрового времени, все это досталось от тех славных времен, когда компьютерный игры начинали соревноваться с настольными, удачно забирая на себя как раз функции знаний тонкостей и ведения счета. В этом плане  Crown of Roses напоминает Republic of Rome, в обеих чувствуется дыхание «прежних времен». Еще одним подводным камнем игры, можно было бы представить возможную проблему кингмейкерства, когда один игрок способен в решающий момент приложить усилия для того, чтобы выиграл другой. Но, на мой взгляд, предъявлять такие претензии игре по эпохе, в которой один из участников гордо носил прозвище Делатель Королей, по крайне мере не корректно.

Crown of Roses мне понравилась, несложные хотя и многочисленные манипуляции и расчеты, легкий привкус интриги, атмосферные события, интересная тема. Готов повторить.

Гербы знати. Кто то еще нейтрален, кто то выбыл из игры на время, а кто то уже навсегда

Гербы знати. Кто то еще нейтрален, кто то выбыл из игры на время, а кто то уже навсегда

После первой же партии, для себя ответил на несколько вопросов, так как  они достаточно стандартные приведу их ниже.

Удобно ли манипулировать блоками, при этом не «светя» свои другим игрокам?

Без проблем, выбрав правильный угол расстановки, самому видно все, другим  ничего.

В игре много гербов, незнакомых фамилий. Как  всех не путать, насколько сложно развозить их всех по «родовым гнездам» в фазу зимы?

Первые ходы приходится елозить пальцем по карте, затем, за счет того, что основной костяк лордов неизменен, родных расставляешь быстро и осознанно, свежее приобретенных, бывает, с помощью прежнего владельца. Проблемой не является уже к 3, 4 ходу.

Удобно ли играть с не переведенными на русский язык игровыми картами?

Особых сложностей не возникает. Основная колода мало вариативна, текста там не много и он в большинстве случаев простой и исчерпывающий. Карты повторяются и запомнить не сложно уже в первой игре. Домашних карт немного и их можно объяснить перед игрой.

Сколько участников оптимально?

Вчетвером: увлекательно. Вдвоем: на мой взгляд, несколько опрометчиво, есть более подходящие для этого игры, но попробовать стоит. Втроем: подозрительно, слишком активно можно справляться с одиночкой.

Игра выглядит очень долгой

Первая партия, действительно, способна сожрать груду времени, мы за 6 часов справились всего лишь с 5 ходами, однако по динамике 4 и 5 ходов, можно смело утверждать: 4-5 часов, вполне реальный срок для этой игры.

Рассказать другим:
Digg Google Bookmarks reddit Mixx StumbleUpon Technorati Yahoo! Buzz DesignFloat Delicious BlinkList Furl

Отзывов (8) на «Crown of Roses – Делатель Королей»

Трекбеки отключены.

  • longbearder:

    Спасибо за обзор.
    Читал правила, но до дела не дошло пока что.
    Нужно рекрутингом заняться.
    Объяснять правила этой игры, думаю, что задача нетривиальная. :)

  • Всегда пожалуйста.
    Если участники имеют опыт CDG игр, ничего сложного нет. Скелет действий воспринимается легко и быстро. Главная проблема с постоянно всплывающими «мелочами». Тут ничего не поделаешь, приходится искать ответы или приходить к соглашению.

  • RAVE:

    Crown of Roses напоминает Republic of Rome, в обеих чувствуется дыхание «прежних времен»

    NOOOOOOOOOOOOOOOOO!!!
    Мои высокие ожидания от Короны разбились вдребезги (
    Римская республика совсем не понравилась.

    • всего лишь напоминает, не повторяет. Игра другая, больше экшена, меньше разговоров и подсчетов, тоже, кстати, меньше. Если есть возможность, лучше сыграть. Возможно во мне говорит тот факт, что в обоих случаях, правила перед игрой читал только я. Когда по ходу пьесы возникают вопросы, голова начинает пухнуть. И в Риме и в Короне, повторюсь, достаточно небольших нюансов, которые лично для меня, до первой игры, запоминаются сложно. Так что не хорони игру раньше времени.

  • Андрей:

    Интересная тема и более чем уверен добротная игра. Минус, что идти будет часов 7-8 (как правило 1 год виграх такого рода занимает 50 минут-час). Но ради хорошей игры не жалко и день посвятить.
    Как я понял по обзору у вас были подготовлены памятки в помощь на русском, можете поделиться?

    • Нет, памятки были на английском. На БГГ есть несколько полезных файлов. Я конечно взялся переводить родной лист с краткими правилами, но смогу ли привести его в божеский вид – не знаю.
      Первая игра, действительно, очень долгая. Но более чем уверен, что с опытом 1-2-х партий скорость увеличится. На самом деле в ходе не так уж и много действий. Дипломатии, по сравнению с ХиС практически нет, импульсы, даже если есть сражения, динамичны. В основном время сжирается поисками ответов на вопросы в книге правил и подсчетом влияния и голосов.

  • Малагаш:

    Игра еще приятно удивила лично меня таким моментом: обычно переживаешь что кто то из союзников на тебя напал или погибли твои бравые солдаты,а тут..такого нет! Ну господи, подумаешь какой то граф из Ланкастеров наехал в этом ходу на твоего графа из за наследства прабабушки, с кем не бывает, союз можно не разрушать, более того чувства что тебя предали тоже не появляется), мелкие разборки мелкой знати. Герцоги метящие в короли выше этого. А можно и ответить :)

    • Согласен. Мелкие стычки особо не волнуют. Первым ходом напал на Уорвика, по пустяшному поводу – приглянулись его земли, но это не помешало со следующего хода плечом к плечу бороться с вашей белокрасной розой